polyot.1Революция, военный коммунизм, НЭП уже пережиты. Впереди Большой террор. Именно в этот период относительного затишья в 1925 году М.А. Булгаков пишет «Собачье сердце», в котором в образе Шарикова высмеивается новый советский человек, пришедший на смену «старорежимному». Шариков - это «будущее» революции. Потом в советских учебниках по истории, в энциклопедиях о шариковых будут слагаться мифы вполне соответствующие классическому «Я на колчаковских фронтах ранен...».

prelestУпоение от романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" было в 70-х годах минувшего столетия всеобщим. Трезвение началось только после возвращения людей к Богу.

Опубликованный в конце 60-х годов в журнале "Москва" сокращенный вариант романа аккуратно переплетали и давали читать "только на одну ночь" самым близким знакомым, чтобы "не зачитали". Когда же в 1972 году в издательстве "Художественная литература" вышла с предисловием Константина Симонова более полная редакция романа "Мастер и Маргарита", его переоткрыли заново, даже спорили, какая же редакция лучше. Роман цитировали наизусть, не знать его считалось предосудительным, особенно в студенческой среде на филфаке.

vizbor1…Он никогда не был откровенным “борцом с режимом”, хотя и находился с “совой” не в самых блестящих отношениях. Он (и его “компания”) предпочли сделать все, чтобы иметь возможность жить так, будто никакой советской власти вообще нет. До конца сделать это было невозможно, как невозможно, живя возле действующего вулкана, не обращать внимания на толчки и падающие вулканические бомбы. Однако, Визбор попытался выстроить свою жизнь так, чтобы хоть в периодах между извержениями не умирать от страха и не грызть себя ненавистью к этой бездушной огнедышащей громаде. “Поделать-то ничего нельзя. За грехи наши…”

draggО том, что есть такой писатель – Денис Драгунский, «тот самый Дениска Кораблёв» из папиных рассказов, я знал давно. Но читать его почему-то не рвался.

А недавно попалась на глаза статья о драматической судьбе Кристофера Милна – сына Алана Милна, автора Винни-Пуха. И там был примерно такой финал: да, ему папашино творчество переломило спину, а вот у нас есть Денис Драгунский, так он, наоборот, ого-го!

okujjawa1…Дмитрий Галковский как-то сказал об этом барде, что он был “просто клоуном, всю жизнь просидевшим под бильярдом в партийном санатории”. Что же, сравнивая судьбу Окуджавы с судьбой других советских “пиитов”, которых из-под бильярда выгнали и заставили совершать различные гнусности, можно сказать, что это была еще и не самая плохая участь.