Советские крестьяне, составлявшие в сталинское время большинство населения, были лишены пенсий. Пенсии колхозникам начали платить только в середине 1960-х, но и эти выплаты были в разы меньше, чем у горожан — всего 12-20 рублей в месяц.
До 1971 года мужчины в колхозах уходили на пенсию в 65 лет, женщины — в 60. Социальное равенство крестьян и горожан было достигнуто в России только в начале 1990-х.
Бывшие советские республики считали, что кормят «бездонную Россию». А когда Союз распался, все поняли, что было ровно наоборот.
Каждый август после 1991 года мы вспоминаем ГКЧП, провалившийся «путч», Михаила Горбачева, последовавший за этим распад СССР и задаемся вопросом: существовала ли альтернатива распаду великой страны?
Давайте попытаемся посмотреть на историю России XX века так, как мы это делаем в отношении давно прошедших эпох и далеких стран, то есть в предельной эмоциональной отстраненности. И возьмём по преимуществу только один аспект – собственность.
На вопрос, вынесенный в заглавие, хочу ответить сразу - личный автомобиль в СССР, безусловно, роскошь. Обыденным средством передвижения он стал только тогда, когда СССР исчез. Кстати, вот хорошее сравнение уровня жизни в СССР и РФ. По советским меркам владелец автомобиля это безусловно человек успешный и состоятельный. Ну вот и сравните количество автомобилей в СССР и РФ. Это даёт наглядный ответ на вопрос: когда людям богаче жилось в СССР или сейчас.
Подробнее: Автомобиль в СССР: роскошь или средство передвижения?
Один из самых известных документов, принятых Советской властью, «Декрет о мире», был часто поминаем, но не слишком охотно печатаем.
Его полный текст не то чтобы скрывали, но, скажем так, не выпячивали: да, был такой декрет, принятый Вторым съездом Советов – сразу после взятия Зимнего дворца, содержание понятно уже из названия, подробности излишни.
А между тем подробности эти – весьма любопытны.