Элита и общество: партнеры или враги

Из интервью американского политического философа Ли Харриса, посвященное взаимодействию между элитой и остальным социумом:

Cовершенно необходимой для эффективного действия правящей элиты является безоговорочная уверенность её членов в своем превосходстве над массами. Они не должны чувствовать себя заурядными бандитами, удерживающими власть грубой силой.

Им нужны законные титулы и привилегии, превращающие их статус в символический капитал, что ценнее любого другого. Самый яркий пример – Англия XVIII-го столетия, где поместная аристократия ни капли не сомневалась, что только она и никто другой представляет интересы государства, которому ничего не грозит, пока власть находится в ее руках.

Правящая элита обречена на гибель, если её претензии на превосходство не получили признания, поддержки, и даже любви большей части общества, лояльного элите до тех пор, пока массы признают легитимность элитарных признаков, установленных самой элитой. Своей отменной политической стабильностью в течение двух столетий Англия обязана именно приверженностью рядового англичанина к правящему классу. Широкие слои населения искренне хотели повиноваться тому, в ком они по ряду признаков видели истинного «джентльмена», и кто, таким образом, вызывал их идущее от сердца уважение.

...Любая укомплектованная элита, так или иначе, будет воздействовать на моду и вкусы остальной части общества. Массы охотно подражают избранному меньшинству. Поэтому сегодня широкие слои населения стран Запада разделяют позицию своих элит не потому, что она верна и не потому, что они ей преданны, а потому что это, в первую очередь, «модно»Параллельно этому наблюдается рост сопротивления определенной части общества спускаемым сверху догмам «меритократов».

Их позиция базируется на ценностях, диаметрально противоположных фетишам меритократии. Их объединяет консервативная мораль, патриотизм, глубокая вера в Бога и недоверие к рецептам «специалистов»-технократов. Все чаще «достоинства» современных западных элит они расценивают как тупое невежество, чванство и маниакальный снобизм.

Не удивительно, что американцы, при оценке лидера другой страны, а первую очередь интересуются, насколько легко он готов расстаться с властью. Этим объясняется наша маниакальная приверженность «открытым и свободным выборам», даже если в результате таких выборов к власти приходят далекие от демократии личности, которых трудно отнести к союзникам Америки даже при богатом воображении. Президент Египта Хосни Мубарак, например, был весьма удобной фигурой для Америки, но мы его бросили, потому что он не отвечал нашим стандартам идеального правителя – слишком долго он держался за власть

...Подобное отношение к иностранным лидерам возникло сравнительно недавно... После Картера благоразумный реализм подвергся атаке как слева, так и справа, и Америка пустилась во все тяжкие, жертвуя национальными интересами ради утопической «демократизации», помешавшись на идее «честных и свободных выборов». ...Уникальность позиции США состоит в том, что единственная сверхдержава всеми силами стремится дестабилизировать мировой порядок, на котором, собственно, и зиждется её могущество, отвергая нормы политического реализма в отношениях с другими странами.