bortko1Выступление кинорежиссера Владимира Бортко в Госдуме

11 ноября на пленарном заседании Госдумы от имени КПРФ выступил депутат и кинорежиссер Владимир Бортко. Мы публикуем текст его выступления, поскольку он поднял значимые вопросы об отсутствии у русских правосубъектности и государственности.

Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова отметила, что идея российской нации, которую поддержал президент РФ Владимир Путин, на первый взгляд привлекательна, однако не следует ее ассоциировать с одним народом, даже титульной нацией, так как ассоциация может обидеть другие народы, народности, национальности.

Мне бы хотелось в связи с позицией Москальковой поговорить о русском народе, тем более что никакой титульной нации не существует.

Каково место русского народа в конституционно-правовой системе РФ?

В модели, заданной Конституцией и законами РФ, русского народа нет: государство РФ отказывает русскому народу в правовой субъектности, русская национальная идентичность находится вне конституционно-правового поля РФ.

Что есть народ? Народ определяется рядом признаков - языком, культурой, территорией, религией, историческим прошлым и т. д. Но народ определяется и другим важнейшим признаком: народ представляет собой не
сколько поколений людей, находящихся между собой в родственных отношениях на протяжении веков и продолжающих воспроизводить родственные отношения между собой путем рождения детей. Объединяясь в народ, они решают проблему сохранение своего уникального генетического материала в своих потомках.

Чем меньше народ, тем ревнивее он относится к сохранению своей самости, своего уникального отличия от других, что можно и нужно понять. Но элементарная справедливость заставляет относиться так же и к большим народам, в частности к русскому, который обезличен до такой степени, что не обозначен юридически нигде. Даже в собственной Конституции, в отличие, кстати, от Конституции Татарстана, где прямо говорится о татарском народе как государствообразующем. Открываем Конституцию Татарстана и читаем: «Настоящая Конституция, выражая волю многонационального народа Республики Татарстан и татарского народа...»

В Конституции чеченского государства, правда, нет фразы «чеченский народ», но упомянут чеченский язык в качестве государственного. Глава Чечни возглавляет Всемирный конгресс чеченского народа, 9 января в Чечне является официальной датой Дня восстановления государственности чеченского народа. То есть Чечня - чеченское национальное государство.

У русского же народа в настоящее время нет своего государства, в то время как у чеченов, башкир и татар - есть, Российская Федерация признает их и заключает с ними договора и соглашения.

Кстати, некоторые соглашения, которые РФ заключает с государствами бывшего СССР, - принимаются вне интересов русского народа.

Пример. После выхода из состава СССР и изгнания русского населения Таджикистан погрузился в тотальную нищету и разруху, но его население продолжает увеличиваться. Чтобы остаться у власти, властям Таджикистана нужно куда-то пристроить лишнее население. А властям РФ нужны низкооплачиваемые рабочие. РФ и Таджикистан договариваются между собой, что РФ будет принимать у себя излишки таджиков и заменять ими русское население. Такая политика официально называется замещающей миграцией. Все довольны, кроме русских, которых никто не спрашивал.

Я недавно вернулся с заседания клуба «Русско-кавказская инициатива». Там сами кавказские народы говорили о том, что хотят обозначить место русского народа в нашей Федерации, которое никак пока не обозначено. Не мы, а Кавказ хочет! Кавказские народы хотят ясных и понятных отношений с русским народом, но нужно как минимум обозначить юридическое положение русского народа. Чего в Конституции не содержится.

Усилия Русско-кавказской инициативы направлены на выход из законсервированной в России парадоксальной ситуации, когда русские, составляя более 80% населения и имея все основания считать себя создателями России, юридически лишены в ней какой-либо правосубъектности и являются неизвестно кем. В отличие от ряда других российских народов, они лишены права считать хотя бы один квадратный метр российской территории своей национальной государственностью. Причем, не являясь меньшинством, они не имеют права и на национально-культурную автономию, то есть поддержку своей культурной самобытности с помощью государства.

Понимая ситуацию, президент РФ Владимир Путин в 2012 году написал программную статью «Россия: национальный вопрос», в которой изложил основные принципы правильной национальной политики. Было заявлено, что Россия есть «полиэтническая цивилизация, скрепленная русским культурным ядром», что «стержень, скрепляющий ткань уникальной цивилизации, - русский народ, русская культура» и что «русский народ является государствообразующим - по факту существования России».

Однако он же высказался против внесения поправки в Конституцию РФ о государствообразующем русском народе. «Такое опасно. Нам такого не нужно», - сказал он, отвечая в Госдуме на вопрос депутата от КПРФ, кинорежиссера Владимира Бортко.

По словам Владимира Путина, внесение такой поправки автоматически сделает часть населения России людьми первого сорта. Причем он отметил, что русский народ, на его взгляд, действительно является «основой, костяком, цементом многонационального российского народа».

Некоторые люди спрашивают: «А зачем вообще такая поправка нужна? Что она меняет?» Объясняю. Русская поправка принципиально меняет конституционно-правовую основу государства РФ. Включение русской поправки в Конституцию означает официальное принятие государством РФ следующих положений:

1. Государство РФ признает существование русского народа, у русского народа появляется субъектность в рамках конституционно-правовой системы РФ;

2. Государство РФ признает, что оно расположено, в том числе, и на землях русского народа;

3. Государство РФ обязуется выражать интересы русского народа.

Ничего подобного в современной Конституции РФ не содержится!

Напомню, что отвергнутая поправка в Конституцию РФ заключается в замене фразы «многонациональный народ РФ» на фразу «русский народ и народы РФ, соединенные общей судьбой на своей земле», то есть требовала просто равенства народов внутри Федерации.

Русско-кавказская инициатива стала движением снизу, имеющим цель исправить нынешнее положение. Она выдвинута в июле 2016 года в городе Майкопе (Адыгея) на совместном заседании общественной организации «Старейшины Адыги» и местного отделения Изборского клуба с участием актива русских патриотических организаций и представляет собой требование восстановить исторически присущий в России русскому народу государствообразующий статус. То, что инициатива исходила именно от представителей кавказских народов, крайне важно, так как деструктивными силами именно Кавказ постоянно подается как некий оппонент России и русских.

Впоследствии Русско-кавказская инициатива обсуждалась на разного рода заседаниях и круглых столах, включая обсуждение 24.10.2016 в Общественной палате РФ, причем получила поддержку не только русских патриотических организаций, но и более 20 национальных объединений Москвы и Санкт-Петербурга. Сейчас в регионах проводятся конференции и другие акции в ее поддержку.

Особую актуальность Русско-кавказская инициатива приобретает сейчас, когда идут разговоры о законе «О российской нации». К сожалению, есть все основания полагать, что авторы документа предложат так называемую французскую модель нации, когда ее членами считают всех обладателей одинаковых паспортов - без признаваемой самобытности народов.

Подобная политика сделала Францию добычей иммигрантов и террористов, в России же неминуемо вызовет взрыв сепаратизма и национал-экстремизма, чреватый распадом страны.

Поэтому я хотел бы инициировать в Государственной Думе обсуждение проблемы нашей Конституции. Но не только связанной с русским народом. Ну, например, пункт 4 главы первой первого раздела Конституции гласит: «… если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом Российской Федерации, то применяются правила международного договора». То есть международный закон главнее законов РФ, которые мы принимаем. Кажется, что соответствующее положение нашей Конституции нуждается в немедленном пересмотре.

Но, возвращаясь к затронутой ранее проблеме, хочу сказать, что только при понятных и юридически выверенных отношениях между всеми народами, входящими в Федерацию, отношениях, построенных на основе абсолютного равноправия, вне зависимости от численности, вне деления на старших и младших, и юридических положениях, четко обозначающих положение самого русского народа, закон может стать тем цементом, который превратит миллионную многонациональную страну в единое целое.

Без подмигиваний и умолчаний в виде «Ну вы же понимаете…»

Современная Конституция написана либералами, которые не очень хорошо, судя по всему, относились к русскому народу, что неоднократно высказывали и высказывают. Например, молодая, но видная либералка Ксения Собчак в открытом письме к президенту пишет: «…Режим, который установился в России в начале 2000-х годов, по-научному называется элитарной автократией. В подобной конструкции авторитарное государство вместе с элитами - экономической, интеллектуальной, творческой - противостояли дремучему и дикому народу нашей страны...»

Что тут говорить? Так Собчак пишет о народе, про который генералиссимус Александр Суворов сказал: «Мы русские! Какой восторг!»

Владимир Бортко

кинорежиссер, депутат Госдумы

источник: Четыре пера