muromets1Известный публицист, историк, эксперт Фонда исторической перспективы Александр Музафаров занял первое место во всероссийском литературном конкурсе «1917-й: красные не победили». Редакция Общества «Двуглавый орел» обратилась к победителю с несколькими мировоззренческими вопросами.

Двуглавый Орел: Чем для Вас был конкурс «1917-й: красные не победили» – литературной игрой, или же Вы действительно думаете, что в 1917 году Россия пошла не по оптимальному пути развития?

Александр Музафаров: Я считаю, что 1917 год был для нашей страны катастрофой по масштабам сравнимой разве что с Батыевым нашествием. Особенную трагичность ситуации придает то обстоятельство, что такой ход событий не был предопределен объективными предпосылками. Перед нами один из редких случаев, когда история пошла по наихудшему из возможных вариантов.

Можно привести аналогию с катастрофой «Титаника» — прекрасный корабль вовсе не был обречен на гибель в первом же рейсе, ему просто глобально не повезло. Поэтому мне очень понравилась идея конкурса, которая позволила бы показать другие варианты развития событий, когда условный айсберг прошел мимо и корабль русской государственности благополучно проплыл дальше.

Д.О.: В Вашей повести «Главный приз», которая победила на конкурсе, Российская империя образца 1934 года удивляет новинками автомобильной техники. Но сторонники советизма любят говорить, что СССР превосходил Российскую империю в плане науки, промышленности, техники. Так насколько правдоподобно, что Российская империя, переживи она в действительности 1917 год, перегнала бы СССР по этой части?

А.М.: Превосходство СССР в научно-технической сфере над Российской Империей – это из любимых мифов сторонников красных. Его основанием является слабая осведомленность наших сограждан о реальных достижениях и уровне развития промышленности Российской Империи. Первая «гонка моторов» прошла под Санкт-Петербургом в 1898 году. В 1910 году состоялось первое российское ралли на императорский приз, в 1912 году российские пилоты А.П. Нагель и В.А. Михайлов выиграли главный приз маршрутов на только что учрежденном международном ралли Монте-Карло, которое и по сию пору является одним из самых престижных автомобильных состязаний мира. В 1913 тот же Нагель выигрывает ралли Сан-Стебастьяно. В 1913-м Иван Иванов на гоночном «Руссо-балте» ставит всероссийский рекорд скорости для отечественных автомобилей – 121 верста в час. Это достижение продержалось до 1938 года. Напомню, что советские спортсмены вернулись в мировой автоспорт только в 50-е годы ХХ века. В 1915 году правительство Российской Империи принимает решение о строительстве 6 автомобильных заводов, с общим выпуском более 15000 автомобилей в год (в Москве, Ярославле, Ростове на Дону, Рыбинске и Мытищах). Свою первую продукцию первые из этих предприятий дали в конце 1916 года, а окончательно были достроены в советское время. Если бы не разрушительная гражданская война, целенаправленное уничтожение большевиками русских инженерных кадров во время красного террора, идеологически мотивированные решения, то можно предположить, что к 30-м годам в нашей стране существовала бы автомобильная промышленность, основанная на разработках отечественных инженеров, не уступающая общеевропейскому уровню.

Д.О.: С Вашей точки зрения, совместима ли монархия с динамичным научно-техническим и экономическим развитием?

А.М.: А почему нет? В XIX веке из числа великих держав только две страны в мире не являлись монархиями – США и временами Франция. За это время были изобретены и внедрены такие технические новшества как железные дороги, стальные корабли, воздухоплавание, телеграф, телефон и радио, автомобиль, самолет, подводные лодки и т.д. Все это создавалось в рамках монархических государств. Не была исключением и Российская Империя. Посмотрите на рост нашей промышленности при последних трех императорах! На густую сеть железных дорог, включая самую протяженную дорогу в мире – Великий сибирский путь, на строившиеся серийно линейные корабли, на институты и университеты! За годы правления Николая II было открыто больше учебных заведений, чем за всю предшествующую историю страны. С 1908 года начался переход ко всеобщему обязательному начальному образованию. Русские государи не препятствовали, а разными способами способствовали научному и экономическому развитию страны.

Д.О.: Что принес России переворот 1917 года: новые возможности, серьезные потери или катастрофу?

А.М.: Это безусловная катастрофа, причем, прошедшая несколько стадий – мятеж во время напряженной войны, отстранение от власти Государя, развал армии и как итог – приход к власти наиболее радикальной группы революционеров, для которых Россия была лишь ресурсом для реализации планов построения всемирной коммунии.

Д.О.: Какое мировидение Вы считаете оптимальным для развития России в наши дни? На какие приоритеты оно должно опираться?

А.М.: Главное богатство России – не нефть, не газ, ни мощь атомных ракет, а люди. И здесь очень кстати может оказаться исторический опыт Российской Империи, одним из основных принципов управления которой было доверие подданным со стороны государства. Самоуправляющиеся и самоорганизующиеся структуры пронизывали все общество – от крестьянской общины, до офицерских собраний гвардейских полков. Государство не только предоставляло подданным возможности благоустроению собственной жизни, но часто передавала таким сообществам некоторые собственные функции. Именно это позволяло Российской Империи обходиться крохотным по современным меркам управленческим аппаратом. Доверие людям, поощрение их инициативы – тот урок, который надо усвоить у прошлого. Другим приоритетом должно быть ощущение самоценности России и ее исторического опыта. Не разработанные в кабинетах мировоззренческие доктрины, а реальные проблемы нашего Отечества должны лежать в основе действий власти и общества. Необходимо искать наиболее адекватные для нас решения без оглядки на то, что подумают об этом «мировые авторитеты». Надо жить своим умом, не отвергая позитивного опыта соседей, но и не пытаясь слепо копировать готовые решения. Их нет. Наши собственные проблемы никто кроме нас не решит.

Д.О.: Считаете ли Вы возможным восстановление в России монархического строя в будущем? Если да, то как Вы это видите?

А.М.: Хотя с момента русской катастрофы прошло сто лет, на мой взгляд, шансы на возрождение монархии в России есть.

Во-первых, в массовом сознании русского человека по сию пору сохраняются отдельные черты монархического мировоззрения. И это не случайно – как большевики не старались переделать русских людей в советских, до конца это им не удалось, и в настоящее время многое из казалось бы стертого на века возвращается в наш образ мыслей.

Во-вторых, в начале XXI века начинает рассеиваться обаяние республики как единственной и передовой формы организации политической жизни общества. Предубеждение против монархии, сыгравшее такую роль в общественных процессах ХХ века, постепенно отходит в сторону.

В-третьих, интерес к истории России напоминает обществу о возможности другого пути.

Процесс возрождения монархии в России уже идет, но будет он весьма небыстрым. Проблема не в том, где найти монарха (законодательство Российской Империи о престолонаследии было настолько хорошо продуманным, что даже сейчас можно найти законных наследников русского престола), а в том, где найти подданных. Быть подданным русского государя – куда более сложно, чем быть гражданином демократического государства. Такой человек должен обладать развитым чувством ответственности, самодисциплины, а еще – инициативой и готовностью действовать самостоятельно, без жесткого контроля сверху.

Статья 4 Основных государственных законов Российской Империи гласила – «Его Императорское Величество Император Всероссийский есть монарх самодержавный, повиноваться ему не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает».

Повиноваться за совесть – значит служить государю, руководствуясь внутренним долгом, без понуждения, ибо совесть – это глас Божий в человеке. Монархия в России возродиться тогда, когда произойдет выздоровление нашего общества от заразы большевизма, когда каждый человек вспомнит о совести и чести и научится следовать им в жизни.

 

Оригинал