auto cccpНа вопрос, вынесенный в заглавие, хочу ответить сразу - личный автомобиль в СССР, безусловно, роскошь. Обыденным средством передвижения он стал только тогда, когда СССР исчез. Кстати, вот хорошее сравнение уровня жизни в СССР и РФ. По советским меркам владелец автомобиля это безусловно человек успешный и состоятельный. Ну вот и сравните количество автомобилей в СССР и РФ. Это даёт наглядный ответ на вопрос: когда людям богаче жилось в СССР или сейчас.

Ладно. Со вступлением покончили, перейдём к делу. Расскажем, какие препоны расставило Советское государство на пути у тех, кто решился, ни смотря, ни на, что всё-таки стать автовладельцем. Этих препонов не меньше чем тех про которые я написал в своей статье о выезде за границу. Даже больше. Они не менее идиотские поэтому ностальгию точно так же не вызывают.
Итак вы обычный советский человек и решили купить автомобиль. Например "Жигули".

"Жигули" в семидесятых-восьмидесятых стоили порядка восьми тысяч рублей. Ваша зарплата примерно двести рублей.
В отличии от нынешнего времени, кредит в СССР на покупку автомобиля не давали. Вообще то потребительский кредит в СССР можно было взять безо всяких проблем. Это товар на этот кредит было приобрести большая проблема. Ну, а на автомобиль не давали вообще. Так, что вам придётся копить. Если вы будете откладывать с каждой зарплаты сто рублей, то накопите примерно лет за семь. Правда на эти семь лет вы уж забудьте, что такое мясо или даже ливерная колбаса. Про новую одежду забудьте тоже. Да и вообще лучше про все материальные блага забудьте. Жизнь у вас будет праведная и аскетичная как у монахов-отшельников. 

Кстати, то, что вам так долго придётся копить на машину, не отдалит момент её покупки ни на один час. Парадокс? Только не в СССР. Вам же в очереди на машину стоять те же самые семь лет и придётся. Да-да машины в СССР продавались по очереди, в которой стояли годами. Так, что к моменту, когда у вас на сберкнижке соберётся заветная сумма ваша очередь как раз и подойдёт.
(Тут, справедливости ради, ибо я пишу не антисоветчину, а пытаюсь рассказать про настоящий СССР, надо сказать следующее. В 1983 году на предприятиях СССР появились объявления, поначалу показавшиеся чей то злой шуткой. Объявления гласили, что те кто хочет приобрести без всякой очереди (!) и в кредит(!!!) автомобиль "Москвич" пусть обратятся в профком.

Никто, конечно, не поверил, но в профком, разумеется, заглянули. Оказалось - не шутка. Оформляй кредит и получай машину. Ошарашенные люди долго допытывались, в чём здесь подвох, ну например - не надо ли за это будет душу дьяволу продать- ибо ничего хорошего от родной Советской власти к тому времени уже никто не ждал. Оказалось, никакого подвоха - бери кредит и езжай за машиной.

Такой внезапный и, в чём- то даже антисоветский, припадок щедрости длился у Советской власти недолго. Всего около двух лет. Связан он со следующей причиной. В 1983 году в сторону моря удалился один южнокорейский самолёт. Это очень не понравилось мировому сообществу и некоторые страны, куда на экспорт АЗЛК поставлял свои шедевры автомобильной мысли, отказались их приобретать. И "Москвичей" в СССР скопилось неожиданно много. Гораздно больше чем Советская власть планировала своему народу отдать.

Тут, знающие советские реалии люди, наверно усмехнутся - "Москвич" на экспорт?! Самый плохой автомобиль даже по меркам советского автопрома и на экспорт?! Да кому он там нужен то?

Спокойней, товарищи. Оказывается, нужен. Например, вся сельская полиция Ирландии и Шотландии передвигалась исключительно на "Москвичах" ( ага, с правым рулём). Большим спросом он пользовался и в Скандинавских странах. Во Франции охотно покупали "Москвич"-кабриолет. Что не видели таких? Ну правильно-вы же не во Франции жили. Дело в том, что в СССР товары, которые шли на экспорт они производились отдельно от таких же товаров, но для внутреннего пользования. И качество экспортных товаров было гораздно выше чем качество товаров для советских граждан. Вообще в СССР поклонение перед Западом достигало немыслимых для сегодняшней России высот. Мы сейчас то на территории РФ с иностранцами равноправны, а вот в СССР советский гражданин в своей же стране вполне официально считался человеком второго сорта по сравнению с любым иностранцем. Да-да, на нормативном уровне такое было закреплено. Но об этом как нибудь в другой раз.

Так, что в 83-84 годах советские граждане "Москвичи" могли не только только без очереди и в кредит купить, но ещё и в экспортном исполнении? Ага, разбежались? АЗЛК как только понял, что экспорт ему обрубили сразу перешёл на качество для внутреннего потребления. Качество это называлось "Жри, чё дают" 

Но нам пора вернуться в ту советскую семью, вместе с которой мы с вами начали копить на машину и стоять за ней, же в очереди. Слышите радостные вопли? Ну, конечно, их только глухой не услышит. Это там получили открытку, извещающую о том, что очередь на машину подошла.

Вы, как и ваша семья, к этому счастливейшему моменту в жизни советского человека , станете тонкими, звонкими и прозрачными. Детишки мороженое будут видеть только на День рождения, жена новые платья будет перешивать из старых, беря нитки и иголки в долг у подружек или у мамы. Зато вы не пьёте, не курите, любовницу уж точно не заведёте, какая там любовница когда семье жрать нечего. Но крепитесь, святой человек. В тот день когда вы получите заветную открытку о том, что ваша очередь подошла и родная Советская власть всё таки разрешила вам купить машину, так вот в этот счастливый момент ваши приключения только-только начинаются. Ибо СССР только "Кильки в томате" разрешал своим гражданам приобретать без захватывающих приключений. Для остальных покупок СССР придумывал ряд остроумных квестов, а на придумки осложняющие жизнь своим гражданам Советская власть была очень талантлива.

Итак, в путь за машиной. Приготовьтесь к этому пути тщательно, ибо он будет лежать отнюдь не в соседний магазин, мы с вами не в РФ, а в СССР. И я вас уже предупредил- Советскую власть хлебом не корми - дай придумать своим гражданам квест позабористей. Такая шалунья была.

Так вот, если мы с вами в Кузбассе то ехать нам....в соседнюю Новосибирскую область. Где в славном городе Новосибирске находится один на три области магазин в котором можно купить по заветной открытке машину.

Отлично да? Один разъединственный на несколько миллионов человек.!!! Остроумно, правда? Обхохочешься. Кстати назывался почему то "Спорттовары"

Впрочем в Москве он тоже один. Это очень по-советски - чем больше спрос тем труднее доступ.

Очередь в этом магазине....вот как за водкой в горбачёвские времена. Стойте. Следите за деньгами. Чеков тут не принимают, поэтому наличка с вами. В лифчике у жены или у вас в трусах или уж не знаю...у злобной овчарки на ошейнике.

Первую очередь ( ага их тут несколько.) вы отстоите за справкой-счётом. Ну по которой за машину надо будет заплатить. А где заплатить? Здесь же в магазине? Ага, сейчас. А как же сложности? А как же квест? Это вам не капитализм, а Советская власть. У неё удобства не положены. Поэтому платить будешь в сберкассе.

В любой? Ой смешные какие - ну сколько вам повторять, что Советская власть обожала поиздеваться над своими гражданами. Поэтому платить будешь в одной разъединственной на весь Новосибирск (и три области) сберкассе, которая имеет право принимать такие платежи.

Быстро туда!! Потому как там очередь не меньше чем здесь, плюс у неё обеденный перерыв и вообще она скоро закрывается.
Итак новая очередь- в сберкассе. Вы уже измотались? Голодны и хочется пить? Терпите, это ещё самое начало увлекательнейших приключений.

Ну вот наконец через пару-тройку часов ваша очередь и в сберкассе подошла. Вы платите свои кровные и получаете чек.
С ним опять в магазин. Ай, а он то уже и закрылся. Ну, что ж, придётся завтра.

Где ночевать? Да вот прям здесь же и ночуй, где ещё в СССР заночевать то можно было. Не в гостинице же - там мест просто не было никогда. То есть вообще никогда.

Поэтому прям около магазина и ночуй. Скучно не будет, ибо здесь таких как вы, целый табор. Среди ночи устраиваются регулярные переклички, ну очередь же. Ваш номер у вас на руке намалёван. Хорошо не выколот. Поесть и попить вам негде , это сейчас магазинчики и всякие там чебуречные на каждом углу, а уж в местах скопления граждан их как комаров. В СССР они огромная редкость. Кстати общественные туалеты в СССР редкость ещё большая, чем точки общепита.

Вот так вот под звуки переклички, харчуясь домашней едой ( хотя откуда она у вас после семи лет накопления на автомобиль?) и бегая в кусты, вы ночь и проведёте. А утречком в магазине отдадите документы оплаты и получите чек по которому можно будет получит автомобиль.... Опять же на одном разъединственном складе, который вообще на другом конце города. Как забавно, правда? Вот это я понимаю настоящая забота о человек- не дать ему скучать.

Тут надо дополнить следующее. Если сейчас вы заходите в автомагазин, вас тут же встречают улыбками. А уж если там почуют, что вы не просто посмотреть, а вот действительно купить прямо сейчас решили, вас вообще оближут с ног до головы. А в СССР в дополнении к вышеописанным приключениям, ещё получите хамство и оскорбления на каждом шагу. На вас орут и всяко обзывают сотрудники магазина, на вас орут в Сберкассе. Вам всяко дают понять, что ни вы, ни ваши деньги тут нафиг не кому не нужны. И чего ты вообще сюда припёрся. И надоели вы как собаки. Да отвалите вы со своими деньгами, не мешайтесь тут.

Хотя впрочем так в любом советском магазине и учреждении.

И вот уставший, голодный, невыспавшийся, сотни раз обруганный вы приезжаете на склад....а там опять табор. Машин то на складе нету. А когда будут... Да пошёл ты быдло с такими вопросами, когда будут тогда и будут. Жди.

И ждёте. Здесь в кустах. Тут тоже огромный табор. Переклички и прочее.

Ну вот и пришёл транспорт с "Жигулями". Думаете квест на этом пройден и Советская власть вдоволь нашутилась и достаточно прикололась над вами. Ну плохо вы её знаете. Вот вам напоследок - выбрать машину себе по вкусу вам не дадут.

Это сейчас иди и выбирай какая душе приглянется. Хочешь под цвет глаз, хошь под цвет галстука.

А , как ваша очередь у склада подойдёт, вам выкатят машину, которая грузчикам под руку подвернулась и получай. Жри чё дают - вот лозунг для советского потребителя.

Фу. Ну вот и всё. Этот квест вы успешно прошли. Можете ехать домой. Но не расслабляйтесь - теперь, как для автовладельца, для вас у СССР много интересного приготовлено.

Наверно тут возникнет вопрос- да зачем такие сложности, неужели на авторынке с рук нельзя было купить.

Конечно можно! Но ведь не забывайте мы в СССР, а не в РФ. Я сколько вам повторять это должен? Вот же избаловал вас капитализм то. В СССР всё с ног на голову повернуто было. Если в нормальных странах, в современной России например, авто с рук вы купите ДЕШЕВЛЕ чем новое, то в СССР авто с рук стоило гораздно ДОРОЖЕ нового, две, а то и три цены вам пришлось бы выложить.

Ну как в СССР обратно хочется? Ежели хочется, то сейчас я вам поведаю как в СССР машиной пользовались. Там тоже много интересного.

Итак, радостный, счастливый и гордый вы таки купили автомобиль. Однако очень скоро к вам в голову будут всё чаще и чаще закрадываться мысли о том, что, кажется, вы напрасно это сделали.

Потому, что СССР, огорчённый, тем, что вы таки умудрились его победить, пройдя квест по покупке машины, решил приняться за вас всерьёз.

Так, вы с удивлением узнаёте, что оказывается, вы сам лично не можете решать, кого вам возить на автомобиле. За вас это уже решил СССР. Правда, тут он проявил несвойственную ему и даже какую- то, мелкобуржуазную, непоследовательность и мягкотелость.

А именно: кого вам везти на вашем личном автомобиле - решала власть. А вот кого вам НЕ ВЕЗТИ на нём, могли уже решать вы сами. Кого хотите того и НЕ ВЕЗИТЕ.

На автомобиль, едущий с одним только водителем, Советская власть особого внимания не обращала. А вот автомобиль с заполненными пассажирскими сидениями возбуждал в ней охотничий инстинкт. Государство сразу же начинало выяснять- что это за умник нашёлся в его тесных и, как никогда, сплочённых рядах, который вообразил будто пассажирские сидения ему в машину поставили не потому, что так по проекту положено, а для того, чтоб пассажиров возить.

Инспектор ГАИ мог остановить такую машину и задать вопрос: Кого везёте, гражданин?

Сейчас бы он в ответ получил встречный и вполне закономерный вопрос: А ваше, какое дело? У вас, что операция "Перехват"?

В СССР так ответить мог только тот, кто окончательно чокнулся во время прохождения квеста по покупке автомобиля. Нормальный человек, во избежание крупных неприятностей, должен был сообщить фамилии и имена пассажиров и объяснить, что это его родственники. Ведь родственников то мне можно на машинке покатать, товарищ инспектор?

Родственников можно. Это СССР всё-таки разрешал, с целью укрепления советской семьи. Но вот родственники ли у вас в машинке, гражданин? Это мы сейчас проверим. Инспектор ГАИ, приказывает вам стоять, где стоите, а сам направляется к пассажирам. Спрашивает у них документы и интересуется, а вот тот водитель, он вам кто и, кстати, звать его как, а?

Ваше счастье если это и вправду ваши родственники или они знают как вас звать.

Потому, что иначе означало, что вы, сволочь, решили трёшку перехватить и подвозите кого-то на своём личном автомобиле.

И за это у вас могли:

а) отнять права

б) конфисковать автомобиль, как источник преступных доходов

в) вас конфисковать из семьи и упрятать, правда не надолго.

Называлось вот это вот всё "борьба с нетрудовыми доходами" Особенно обострился этот идиотизм в 83 году когда к власти пришёл Андропов. Советскую власть очень заботило, чтоб граждане вдруг не разбогатели.

Но на практике всё было не так уж страшно. Просто, к тому времени, лично помню, все уже настолько устали от окружающего бардака и маразма, что на инициативы родной партии плевали. Причём на все, не только на эту. Гаишники крайне редко интересовались - кого это вы там везёте. А если выяснялось, что колымите, то вопрос решался тут же, за небольшую взятку инспектору.

Правда, когда Андропов решил усилить "борьбу с нетрудовыми доходами" и гаишников обязали, для отчётности, всё- таки выловить кой каких колымщиков, то несколько бедолаг действительно попали под раздачу.

Ну ладно. Допустим вам удалось убедить власть в том, что вы не подрываете основы социалистического строя путём перевозки граждан за деньги, а возите только родню и друзей. Но ведь даже для того, чтобы возить родню или, от греха подальше, себя одного, автомобилю нужен бензин, не так ли?

Ага. Вот тут- то вы опять и попались. Хе-хе. Готовьтесь, сейчас СССР с вами начнёт играть в очень увлекательную игру под названием "Купи бензин".

Для начала вам надо вообще бензоколонку найти. Это не так- то просто, как может показаться гражданину РФ. Во-первых в СССР бензоколонок было очень мало. И они делились на две неравные категории. На одних заправлялся государственный транспорт. На других частный.

Вы, со своим "жигулёнком" могли заправиться только на вторых.

Сколько их было ? Ну на весь мой родной Киселёвск ( 190 000 жителей) ТРИ автозаправки из них две для гостранспорта и одна для частного. На всю Москву было сто автозаправок для частного транспорта. Представляете, какие в СССР очередищи к заправкам были? Хм, пожалуй, не представляете. Ни представить, ни поверить с чужих слов, в очередь длиной в километр и более невозможно. Это надо было увидеть. Кстати "Бензина нет" самая разобычнейшая табличка на советских заправках.

Но предположим бензин сегодня есть. Давайте сделаем такое фантастическое допущение.

И вы дождались своей очереди. Теперь вопрос: а как купить бензин?

Нормальный ответ - за деньги. Ну, ответ то нормальный конечно, но для СССР не верный. За деньги бензин на колонках в СССР не продавали. От так.

А как продавали, то? Оооо, это просто прелестная история, сейчас расскажу. Тем более, что соответствующая инструкция от 01.06.65 года как раз передо мной.

Усаживайтесь поудобнее, ибо история будет не короткая.

Итак

Вы обязаны купить заборную книжку и на ее обложке "без помарок и подчисток написать свою фамилию, имя, отчество, показания спидометра, марку автомобиля, его номерной знак и дату приобретения". Писать возраст, семейное положение и место работы, почему то было не обязательно, хотя это конечно со стороны власти было проявление непозволительной мягкотелости и близорукости.

Ладно. Написав, вы даете почитать написанное работнику АЗС и получает бензин. Плата взимается "путем отрыва талонов". Теперь вы можете мчаться на все четыре стороны, но не далеко. Потому, что на пути возникает контролирующий орган в лице инспектора ГАИ.

Он требует заборную книжку и по оставшимся корешкам считает число купленных литров. Затем, сравнив это с показаниями спидометра, производит в уме сложение, вычитание, умножение и деление. Вы, изнемогающий от желания мчаться дальше, включаетесь в работу, надеясь ее ускорить... И вот вы уже оба считаете, шепча и устремив вдаль невидящие взоры, а ваш антисоветизм в это время всё нарастает и нарастает, причём как у вас самого, так и у гаишника. "После проверки корешки талонов погашаются путем их надрыва". Зачем "надрыв"? А вот зачем. Если автомобилиста задержит другой представитель закона, то ему демонстрируются надорванные корешки: дескать, считали, не будем повторяться.

Но как только новый порядок вступил в действие, то сразу же выяснились его недостатки. Ведь эти заборные книжки с талонами можно было приобретать на самой АЗС. А это уж через, чур удобно для советского человека. Поэтому немедленно в него были внесены добавления: АЗС запретили продавать заборные книжки. У нас не забалуешь.

Книжки можно было купить лишь в хозяйственных магазинах, да и то не во всех. И вот кидаетесь вы в один магазин - учет. В другой - обед. Кидаться в третий уже не на чем - кончился бензин.

Как быть? А как в СССР поступали все, так и вы поступайте.

Воруйте или скупайте краденное. Это касалось, конечно не только бензина, но в данном случае мы говорим именно о нём. Поэтому просто покупайте бензин у владельцев государственного автотранспорта. Или, что ещё проще, у него же купите талон на заправку бензина, на бензоколонках где заправлялись госмашины.

Так делали повсеместно. Эти госталоны были нечто вроде валюты, имевшей реальное обеспечение-бензин. И расходились по всей стране самыми причудливыми маршрутами. Например, во время проверки, проведённой в начале восьмидесятых на кузбасских заправках, там нашлись талоны с печатями Горьковской "скорой помощи" и Одесского похоронного бюро.

Ясен пень покупать вы и талоны и "живой" бензин будете не по госцене на бензин, а по настоящей, рыночной, т.е намного дороже. Зато будете с бензином.

(Тут надо пояснить, почему я цену, ворованного у СССР бензина, назвал "настоящей". Дело в том, что цена это не то, что написано на ценниках. Цена-эта та сумма денег заплатив которую вы получите товар или услугу. В нормальной экономике эти две цены- та, что на ценнике и настоящая одинаковы. Но не в СССР. Там на ту цифру, что стоит на ценнике - госцена- внимания обращать не надо. За неё вам очень трудно будет, что нибудь купить, кроме крайне небогатого выбора продуктов. А купить вы сможете только по настоящей цене, в несколько раз выше государственной. Я уже говорил, что рыночная (т.е настоящая) цена автомобиля в СССР это две-три госцены. Бензин примерно столько же.

Или советский супермегадефицит- прокладка на водопроводный кран. Резинка такая. Госцена на неё была 80 копеек. По этой цене никто и никогда приобрести её не мог. Повторю- никто и никогда.

Вот автомобиль ещё можно было купить по госцене, пройдя описанные в предыдущей статье увлекательные приключения, а прокладку вообще нельзя. Зато по настоящей её цене - 3 руб. она приобреталась легко и без всякой очереди у слесаря из ЖЭКа. В этом случае деньги можно было заменить бутылкой спиртного.

Вернёмся к бензину. Итак, вы будете его воровать, никуда не денетесь. У вас просто выбора нет.

Ведь даже если вы и купите и заполните ту дурь под названием "заборная книжка", то шансов приобрести в обмен на корешки от неё бензин у вас мало. Ибо, как подсчитали ещё в семидесятых, все автоколонки для частного транспорта в СССР могли обеспечить бензином только 50% автовладельцев.

Вот так, обеспечить могли только 50%, а ездили то все 100%. Откуда бензин то брали? Ну воровали конечно. И кто их в этом обвинит? Да никто.

Ладно. И этот квест вы прошли, возите на машине только родных и близких, бензин покупаете ворованный. Но не думайте, что это всё.

Теперь я расскажу о самом страшном горе советского автовладельца- поломка автомобиля и попытки его починить. Вы узнаете, что тяжёлое заболевание всей семьи в СССР было несчастьем гораздно меньшим, чем поломка машины.

Ибо болезни людей СССР лечил неплохо и бесплатно. А вот починить свои "жигули" там...ой-ой, ... так же тяжело как квест "Купи машину" и "Купи бензин" вместе взятые и помноженные на два.

Итак, уважаемый товарищ, с вами случилось великое горе. К вам в дом пришла большая беда. Ваш автомобиль, кровью и потом купленный, с нарушением УК РСФСР заправленный, взял и сломался, скотина он неблагодарная.

Скажут: ну почему же скотина? Такое происходит не только с Жигулями и Запорожцами. Это случается даже с Мерседесами и Тойотами.

Так-то оно так. Но, ни один Мерседес, хоть он вдребезги поломайся, никогда и сотой доли тех тяжких испытаний не причинит своему владельцу, какие ваш Жигулёнок причинил своей поломкой вам, несчастный вы человек.

Ибо теперь вас ждёт встреча с советским автосервисом.

Хоме Бруту судьба выпала гораздно более лёгкая, ведь его всего лишь на всего ждало свидание с воскресшим мертвецом , вурдалаками и Вием. Да ещё и тысячу червонцев за это пообещали. Он поэтому и согласился. А если бы от него потребовалось встретиться не с Вием, а с советским автосервисом, или вообще с любым советским сервисом, он бы отказался от тысячи червонцев и предпочёл, чтоб его насмерть забили. И. наверно, был бы прав.

Вам бы , положа руку на сердце, тоже лучше с вурдалаками пообщаться, а не с автомастерской. Тем паче, что вам тысячи червонцев за это никто не даст, а вот вы будете сейчас эти червонцы раздавать с удивительной быстротой. С ещё более удивительной быстротой ваша машина будет ломаться снова и снова. И снова и снова вы будете проклинать тот день и час, когда вам взбрело в голову купить автомобиль.

И, для начала, скажем немного о качестве советской продукции.

Вообще качество советских товаров- это песня.

Покупка товара, любого, в СССР это была самая настоящая лотерея. Повезёт-не повезёт. Если повезёт- то, предмет, который ты купил, какое то время будет работать. Потом, само собой перестанет, но всё-таки изначально будет. А то ведь, очень часто, товар ломался на следующий день после покупки. А то и к вечеру того же дня в котором, был приобретён.

Как это и случилось, например, с нашей семьёй. Купили мы в восьмидесятом цветной телевизор. Тогда они дефицитом быть перестали и стояли вполне свободно. Даже по несколько моделей на выбор. Купили, привезли. Включили - через два часа изображение исчезло. Только звук остался.

Радио получилось. А радио то у нас уже было. Зачем нам второе, да ещё по такой цене?

Поэтому повезли мы чудо советской электроники ( название как сейчас помню "Кварц-Ц202") назад в магазин.

Тут отдельную сагу надо рассказать про доставку товаров в СССР. Это сейчас тебе и телевизор и холодильник и пирожок прямо домой привезут-только купи, сделай милость. А в СССР никаких доставок, установок и сборок предусмотрено не было. Ты радуйся, что вообще купил. И вези это как хочешь.

Ну нашли машину, стащили с четвёртого этажа телевизор, а он тяжеленный. Деревом же обшит.

Это японские телевизоры лёгенькие, а советские ого-го!! Это потому, что в СССР, чем больше материалов при производстве спалишь, тем лучше. План в рублях так легче выполнить. А экономить будешь - себестоимость понизится. Себестоимость понизится - план в рублях не выполнишь. План в рублях не выполнишь - мало денег получишь. Поэтому все советские предприятия, все без малейшего исключения, старались правдами и неправдами потратить как можно больше ресурсов, чтоб себестоимость повысилась и план в рублях перевыполнился. А значит, в случае с телевизором, давайте-ка обошьём его деревом потолще и подороже, отполируем, кучу всяких накладок из цветных металлов присобачим. Получается массивно, дорого, стало быть, в выполнении плана поможет. А качество оно на план не влияет, а значит и на доходы, в СССР никак не влияло. Влияло количество и стоимость. Ну и какой дурак при такой экономической системе будет о качестве беспокоится.? Ведь если качественно делать - количество понизится. План не выполнишь. План не выполнишь - плохо будет. За качество с тебя в СССР спросить некому, а за количество спросят и сурово...

Понимаете в чём дело? Вот, допустим, в РФ чем ниже себестоимость- тем больше у предприятия денег. А в СССР наоборот , чем больше себестоимость - тем больше у тебя денег. Ты ж за счёт накрутки себестоимости, план в рублях выполнил и перевыполнил! Герой, молодец! Вот тебе премия!

Это потому, что сейчас предприятию деньги даёт потребитель и надо думать как ему угодить. А в СССР деньги предприятию платило начальство. Какое нибудь министерство или ведомство. И советскому предприятию надо было не потребителю угождать (провались он пропадом потребитель этот), а начальству.

Представим, что на соревновании по стрельбе побеждает не тот, кто больше по мишени попал, а тот, кто чаще выстрелил, вне зависимости от того попал или нет.

Так вот-это советская экономика и есть. Все семьдесят лет она на таком принципе и базировалась.

Мишень это потребитель, а частота стрельбы это государственный план. Мишень в советской экономике никого не интересовала. Пали чаще, жги патроны, чем больше пустых гильз предъявишь- тем больше ты молодец.

Потребителю нужно качество, а начальству нужна красивая циферка в отчёте. А циферкой можно выразить только количество. Качество-то как цифрой обозначишь? А вот план в рублях, пожалуйста. Сделай хрен пойми чего лишь бы побольше и себестоимостью подороже. Вот ты и в шоколаде. А то, что оно сразу же ломается, так это же ПОТОМ. Это уже после того как ты о выполнении плана отчитался. И премию получил. И пришёл в магазин, чтоб на неё купить чего нибудь хорошее и качественное. А откуда оно там возьмётся? Ты его туда поставил? Ты его изготовил? Нет, ты цифру в отчёте изготовил, а не товар. За цифру и получил деньги, а не за товар.

Отсюда и постоянная нехватка потребительских товаров и низкое их качество в СССР было.

Тут меня наверно спросят, ну ладно, откуда низкое качество- понятно, а как же дефицит- сам же пишешь, гнали количество. Чем больше, тем лучше. Значит пусть некачественных, но товаров то много должно было быть.

Правильно - чем больше тем лучше, но ЧЕГО БОЛЬШЕ ТО? План он ведь не в штуках, а в рублях. Поэтому, например, вместо пяти обычных белых столовых тарелок, предприятию для плана лучше выпустить одну какую нибудь мега супницу, с позолотой и ручной росписью. Она стоит даже не как пять, а как десять обычных тарелок, и изготовить её быстрее чем десять тарелок. И хоть сто лет потребителю она не нужна - будет стоять в магазине вечно, но циферку в плане даст приличную. Поэтому посуды предназначенной как будто для королевских приёмов было в СССР завались, а обычные общеупотребительные тарелки, чашки, блюдца всю жизнь оставались дефицитом.

Приволокли мы телик в магазин. Там ничуть не удивились. Объяснили, что у них процентов сорок возврата по телевизорам. Но просто так нам его они обменять не могут. Нам надо справку из мастерской привезти, что телевизор сам сломался, а не мы его кувалдой ударили.

Поехали в мастерскую, благо она почему то недалеко от магазина. Правда, одна единственная на весь город, поэтому очередина там, будь здоров.

Там на телевизор даже смотреть не стали. Включили - ага не работает. Ну вот вам справка.

По справке получили в магазине другой телевизор. Привезли...на следующий день опять погас.

И так четыре раза. Только на пятой попытке нам повезло и телевизор попался нормальный.

С магнитофоном у нас было то же самое.

Ну это, что. Вот получил шофёр киселёвской автобазы на грузинском автозаводе грузовик "Колхида". Были такие. За ворота выехал - грузовик заглох. Он решил движок посмотреть. А "Колхида" она была по компоновке как "Камаз". Т.е для того, чтобы в движок залезть, нужно было кабину вперёд откинуть. Ну он и откинул. Она и откинулась, а потом упала и покатилась. Прямо со "Знаком качества" на борту покатилась. Метров на пятьдесят укатилась, она же тяжёлая, инерция большая. Привинтить её забыли на конвейере. "Знак качества" нарисовать не забыли, а привинтить забыли. Хорошо он от проходной далеко уехать не успел. Ему автозаводчане-золотые руки, кабину назад притащили и даже привинтили. Это традиционное кавказское гостеприимство тут роль сыграло. Ведь по закону они этого делать были не обязаны. Машина же за проходную выехала? Выехала. Всё, родной. Теперь, чтоб её назад на завод, как некачественный товар, впихнуть кучу бумаг надо заполнить. Долгую переписку вести, как положено со входящими, исходящими и.т.д, и.т.п. Как впрочем, и по любому товару.

А заводы хотят товар заменят, а хотят- не заменят. Чаще, не хотят.

Вот, допустим, такая, очень характерная для СССР история . Отстояв в очереди три года купил один гражданин холодильник "Юрюзань" ( ага, холодильник тоже по очереди многолетней. Не только автомобили. Ну или можно, как в "Кавказкой пленнице" племянницу свою продать. Тогда сразу же получишь "..холодильник и хороший, финский, "Розенлев" и турпоездку в Сибирь". А если у тебя нет под рукой " комсомолки, спортсменки, отличницы", или какого нибудь блата, тогда извини, тебе положен только наш родной советский "Юрюзань", и то не сразу)

Вот и у этого бедолаги ни племянницы на обмен, ни блата, так, что ему, стало быть, - "Юрюзань".

Само-собой разумеется эта "Юрюзань", как ей и положено, через день работать перестала.

Он в мастерскую. Мастерская пять раз(!!!) меняла ему поломанные запчасти и каждый раз попусту. А как иначе могло быть. Запчасти к "Юрюзане" ведь делали там же где и саму "Юрюзань". С чего бы им работать то? И наконец, решила гарантийная мастерская обменять этот холодильник. Собрала гору документов: акт, заказ-наряд на рекламацию, заявления клиентов, счета, ещё чего то и направила это на завод, приложив слёзную просьбу. Цитирую:

"Вторично убедительно просим заменить холодильник..." Обратите внимание на слово "вторично". На первое письмо завод гордо не ответил. А дальше идёт мотивировка, почему всё же надо бы заменить. Просто прелесть, что за мотив. Ссылаться следовало бы лишь на одно - на вину завода перед покупателем. Но ссылаются на другое "...замену холодильника как инвалиду первой группы (слепой)".

Был бы, значит, покупатель зрячий, то и хрен бы с ним и с его холодильником. А тут слепой. И взывают к жалости: смилуйтесь! Будьте настолько великодушны! Подайте Христа ради!

Вот это советский сервис и есть. Именно такой он все 70 лет и был.

Итак, теперь вы понимаете, почему ваш жигулёнок вдруг перестал ездить. Потому, что кол-во километров, которые вы проедете, в план автозавода не идут, а, стало быть, его не интересуют.

Теперь вам его будут ремонтировать Сразу скажу- в сервисные мастерские советские заводы посылали только запчасти с браком. Т.е она, запчасть эта, коробка передач для "Жигули" например или кинескоп для телевизора, она уже на заводе работать перестала. И в изделие её не поставишь. А, что делать? Не выкидывать же, так план не выполнишь.

Вот эту, изначально бракованную запчасть и направляли в СССР в сервисные центры.

Вот из таких- то запчастей вам машину ремонтировать и будут. Готовьтесь.

Итак, машина ваша сломалась. Или вообще не ездит или ездит, но плохо. И путь ваш теперь лежит на Станцию автосервиса. Для начала её надо найти. Они редкость. Огромная. Там разумеется очередь расписанная тоже надолго.

Работники автосервиса, поэтому одна из наиболее престижнейших профессий в СССР. Почти как мясник - вот такая престижная профессия. А уж начальник автосервиса вообще небожитель. Есть фильм. Хороший, советский. Называется "Инспектор ГАИ". Вот там очень хорошо показано, какая это влиятельная фигура в СССР - начальник автосервиса. Абсолютно неприкосновенен.

Прибыли вы на автосервис и , если у вас нету блата, несчастный вы человек, то вас ждёт то, что ждало нашего соседа.

У того Волга разбилась. В аварию попал. Сам травмировался, но, как я уже писал, по сравнению с поломкой автомобиля, человеческая поломка пустяки. Людей Советский Союз лечил довольно успешно.

Вот и соседа нашего вылечили, а кто вылечит его Волгу? Там кузов надо было поправить и так по мелочи. Как и положено было в СССР он " через завсклад, через заднее крыльцо" нашёл знакомых, у которых был знакомый родственник начальника автосервиса. Таким путём удалось нашему соседу - через полгода после выписки из больницы - пристроить свою машину на ремонт. Привозит он её на автостанцию. Ему говорят: "Вы её оставьте, но из машины всё выньте".

Как выньте? Чего выньте? Из багажника, что ли всё вынуть? Открыл он багажник, там насос, запаска. Куда это деть. Идти домой и запаску впереди себя катить, что ли?

Как потом выяснилось, из машины надо было вынимать не запаску, а вообще всё. Один корпус повреждённый и оставить.

Но это выяснилось потом, а тогда сосед наш плюнул, закрыл багажник и пошёл домой. Ему сказали, чтоб через недельку позвонил-готова машина будет.

Через недельку она была не готова. И через две и через три недельки тоже. Только на четвёртый месяц ему позвонили и сказали, что всё готово, забирайте.

На этот забор вместе с соседом поехали и я.

Приезжаем. Стоит его Волга. Газ-21. Кузов на неё целый, но видно, что старый. Очень старый. А вот сидения были ещё старее кузова и прожженные в двух местах.

- Это не мои сидения - сосед возмутился

- Ваши - объясняют ему - Такие и были.

Смотрим на руль. Знаете на Волгах ГАЗ - 21 такие рули красивые были. Цвета слоновой кости. Вот и у соседа нашего такой тоже...был. А тут руль то ли от Москвича, то ли от Белаза - сейчас не помню точно.

- Ваш руль - объясняют соседу - Такой и был.

Сосед капот открыл, спрашивает:

- А аккумулятор где?

- А аккумулятора не было - говорят - С собой же ты его забрал. Забыл наверно. Короче, не компостируй нам мозги. Оплачивай триста рублей за ремонт и уезжай отсюда.

- Как я поеду без аккумулятора?

- А мы тебе подыщем старенький, какой нибудь. За отдельную плату поставим, до дома то доедешь - обещают.

Пошёл сосед в кассу деньги платить. Там говорят, такую сумму большую они не принимают. Только через сберкассу.

Ну нашли сберкассу, отстояли пару часов в очереди. Оплатили, опять на автостанцию пришли. Там уже слесарям на карман сунули и они соседу какой то аккумулятор, как и обещали, поставили.

Но в техпаспорте то стоит номер старого кузова, а теперь то кузов новый. Где номер в техпаспорте поменять?

- В отделе сбыта - говорят. Сосед в отдел сбыта.

А в отделе сбыта ему объяснили, что новый номер они в техпаспорт не имеют права ставить, а поставят номер счёта за ремонт.

Зачем соседу в техпаспорте номер счёта за ремонт?

Договорились со слесарями и они, опять за отдельную плату, себе на карман, счёт на кузове перебили. Сделали как в техпаспорте.

Наконец всё. Поехали. На полдороге застряли. Наглухо. Тормозные колодки, как позднее выяснилось, были так затянуты, что тормозить ими можно было только один раз...и уже навсегда.

Ну и так по мелочи. Ручника не было. Т.е рычаг то торчал, а вот внутренностей не было. Радиатор битый поставили на автосервисе, теперь течёт.

Но это ещё ладно. Один мужик сдал машину в сервис, забирает- двух колёс нету. Где? Как где, ты так и приехал, на буксире тебя притащили.

И ничего с этим поделать было нельзя, ибо потребитель в СССР не был защищён никак. Закона "О защите прав потребителя" тогда и в проекте не было. А регулировались права потребителя вместо одного всем доступного закона, как сейчас, ТРЕМЯ СОТНЯМИ, абсолютно недоступных потребителю инструкций.

И так обстояло не только с правами потребителей. Большая часть жизни советского человека управлялась инструкциями, которые никогда для всеобщего обозрения не печатались и от самого гражданина были засекречены.

- Почему мне нельзя?

- По инструкции.

- Покажите!

- Не имею права. Это не вам инструкция, а мне инструкция. Вам её и смотреть то не положено.

Типичный диалог в СССР.

Ну вы поняли какая судьба ждёт вашу машину в автосервисе? Отремонтируют, но все более - менее приличные детали с неё украдут, заменив старьём и браком.

И упрекать работников автостанции за это трудно. Вы ведь кто? Обыкновенный советский человек. Т.е по сложившейся в СССР системе социального апартеида - существо, стоящее на самой низкой ступеньке социальной лестницы. Даже если при этом вы академик или гениальный инженер.

А были те, кто стоял неизмеримо выше вас на социальной ступеньке. Рубщик мяса, например, официант ресторанный или сам директор ресторана. И.т.п.

Этим то людям по настоящему надо было машины ремонтировать. А где для этого настоящего ремонта запчасти взять, как не с вашей машины? Ведь- заводы изготовители присылают на станции автосервиса исключительно бракованные детали.

Станции автосервиса их принимают. Входного контроля ведь на автосервисе нету, они полагаются на заводские ОТК. Но заводские ОТК тоже надо понять. Если они будут требовательны, то процент брака увеличится. А это влечёт неприятности. А вот если принимать некондиционные запчасти как кондиционные, то никаких неприятностей не будет.

Ни у кого. Кроме того бедолаги которому эту запчасть потом на автостанции поставят. Но на него плевать. Ему повезёт если машина с новой запчастью сразу не заведётся. А то ведь, зачастую, брак в запчасти даёт о себе знать позднее, когда машина уже в пути. Просто вдруг отказывают только, что поставленные тормоза или только сегодня отремонтированное рулевое управление вдруг заклинивает. Так и насмерть разбиться можно. Но на заводской план ваша смерть не повлияет и спрос на запчасти от неё не упадёт. Даже бракованные - они жуткий дефицит.

А если станция автосервиса попробует вернуть на завод бракованную запчасть для замены, то завод такую наглую станцию автосервиса гордо пошлёт в даль светлую. Ибо в СССР гарантийные сроки на запчасти установлены не были.

Раз автостанция запчасть приняла ( а как она не примет если ей определить нечем, какая бракованная запчасть-какая нет) то и с этого момента завод за эту запчасть не отвечает.

И как же работникам автостанций, в таких условиях, ремонтировать автомобили "белым" людям", типа тех, что были мною чуть выше перечислены?

Ну конечно, только взяв годную запчасть из вашего автомобиля. Где ещё то? И не осуждайте, вы бы на их месте делали тоже самое.

Да вы и не осуждаете, ибо на своём рабочем месте, вы, как и все нормальные советские люди, то же самое, только в своёй отрасли, и делаете. Хитрите, ловчите, воруете. Без этого в СССР не жизнь.

Но, дело в том, что нормальному человеку воровство и жульничество, к которому его вынуждала советская действительность, претит. Большинство людей если можно не воровать- будут покупать, а не воровать. И поэтому раздражение советских людей против сложившейся системы всё росло и росло.

Это сейчас все дружно хают Горбачёва. А я напомню, в восемьдесят пятом его появление у руля вызвало всеобщий восторг. По двум причинам:

- во первых Горбачёв сам ходил и говорил. А самодвижущийся руководитель страны зрелище для граждан СССР было непривычное. В то, что руководитель страны может несколько слов сказать без бумажки и разборчивым языком граждане СССР не верили. Горбачёв заставил нас поверить, что такое возможно.

- и второе тогда в 1985 году все прекрасно понимали, что так жить больше нельзя. Что сил дальше терпеть этот бардак и маразм, больше нет.

На этом всё. Надеюсь, вы уже убедились, что имеет автомобиль в СССР роскошь?

 

источникКак граждане Советского Союза автомобилями пользовались или Опять Кафка