lntolstoyСамая замалчиваемая сторона романа "Война и мир" - то, что книга повествует о русских, как неприятных и жестоких людях. Почему-то, - хотя понятно, почему, дело в многостраничных излияниях Толстого относительно "миръ" - русских на основании романа принято считать беззубыми чудаками. Мол да, russkii mishka страшен в гневе, но не более. Даже надоевших французов во второй половине войны "мочат" без всякого озлобления, а потому, что достали. Как комаров. Не разозли мишку - не укусит. Думаю, сам автор пытался такое мнение нам представить. А получается все равно, как есть. А как есть?

Mishka - страшен.

Особенно - если он добрый, хочет на рояле, умеет по-французски, и жаждет духовности.

Думаю, причина того, что Толстой не сумел этого скрыть - его гениальность.

Гений, даже пытаясь лгать, - изображает правду. Он Мидас. Ему, может, охота серебра натворить - а все равно будет золото. Причем изображает правду гений своей ложью так правдиво, что никакая правда прямым текстом не опишет.
В этом смысле показателен финал романа.
"Все умерли, а кто нет - поженились". Развернуто... Семья Ростовых-Болконских, живущая на покое. Образумившийся Н. Ростов, занятый сельским хозяйством. Его милая некрасивая жена, которую Н. Ростов все-таки полюбил, отказавшись от красивой невесты, которой морочил голову 10 лет. Страшненькую Болконскую он не любил, не любил,а потом полюбил. В самый критический финансовый момент. Практически, перейдя в разряд Акакий Акакиевичей - съемный нумер, служба, кабинет, и шинель. Это случилось с аристократом (т.е свободный человек, а что такое свобода? это когда можно не служить. хочу - служу, не хочу - не служу). Сошедшая с ума маман заказывает трюфелей, а денег нету. В квартире темно. Еще темнее. Жуткая тьма...

Мне кажется, Петербург Гоголя бросает тень на эту часть романа.

И вот, благодаря Машеньке, свет проникает к нам и Н. Ростову. Толстой так убедительно, красноречиво, проникновенно пытается объяснить нам, что как-раз полюбил-то Н. Ростов не за лаве, а за глаза, что слово "Расчет" неумолимо проявляется на страницах книги.

Невеста Ростова - несчастная, обманутая девочка, жившая в доме его родителей и бывшая ему верна все время странной "любви" - унижена до самого конца. Она живет с семейной парой. То есть, она приживалка. Прямо говоря, она скомпрометирована. Воля ее сломлена. Никакой сатисфакции ей не дали. Время выйти замуж - из-за Ростова - упущено. Хотя предлагали. А сытые Н. Ростов с супругой, подкидывая на коленях выводок детишек, смотрят на нее и думают - "ишь, расселась... ПУСТОЦВЕТ". Ну а чего, все правильно.

Но невеста - это еще ерунда.

Умалчивается, - но невозможно скрыть, - что благополучие семьи основано на состоянии несчастного мальчика, сына погибшего князя Болконского. Мать ребенка умерла во время родов. Он - сирота.
По всем вариантам выходило, что деньги достанутся ему. Наследником старого богатого князя был сын, князь Андрей Болконский. Будь он жив, за Марью дали бы немало, но все равно намного меньше. Хватило ли бы этого на разорившихся Ростовых?Не факт. Судя по тому, что даже после свадьбы, когда молодожены получили все, денег не хватило выкупить поместья - нет. А что было бы, если бы денег было ЕЩЕ меньше? По честному - доля одной лишь княжны Марьи? Впрочем, тогда глаза бы ее сияли не так лучисто.

К счастью, не только дед-князь умирает, но и отец-князь погибает, мальчика берет к себе сестра князя. Все деньги переходят в распоряжение супруга. Н. Ростова. Шах и мат.
Это на деньги ребенка Н. Ростов экспериментирует с пашнями, оплачивает долги, выкупает поместья. И ладно бы - испытывая при этом хоть какое-то чувство благодарности. Но нет. Мальчика - льнущего к людям, как щенок, с искренней любовью - в семье НИКТО НЕ ЛЮБИТ. И Толстой об этом прямо пишет. "Все равно не родной" (это говорит родная тетка). Н. Ростову щенячья любовь и восторженность мальчика неприятна и он его, как щенка, отпихивает. Сапогом. Щенок скулит, плачет в углу,а потом все равно прибегает. Ты же человек, ты хороший! А Н. Ростов щенка - все равно, сапожком-с.
И это страшные, горькие страницы, разрывающие сердце всякому, у кого оно есть.

Другой вопрос, что не у многих оно есть. Потому и не умудрились увидеть, хотя их уже и носом ткнули. Сам Толстой и ткнул.

Правда, Толстой изо всех сил пытается убедить нас, что мальчик Болконский противен Ростову из-за естественной неприязни взрослого мужчины к излишнему пылу подростка. На физиологическом уровне.
На самом же деле причина, по которой мальчика не любят - очень простая и банальная. Деньги.
И художник Толстой, может и не желая этого, оказывается сильнее Толстого-морализатора, который вполне себе одобряет брак по расчету, и разумную умеренность предпочитает страсти. Благосостояние семьи основано на деньгах мальчика. Рано или поздно часть из них придется вернуть. Это Если. Но когда-то это состояние принадлежало ему. Всё. И это мальчику Болконскому - смотреть на ужинающих во флигельке постаревших Н. Ростова с Машей, и это ему - давать приют, и ему - решать, кто пустоцвет, а кто нет. Но его этого права лишили.

Собственно, я к чему? Никому не приятно смотреть на жертву своего преступления. Особенно, если она жива.

Тут мы, как всегда, когда речь идет о Толстом, переходим к Достоевскому. Который, хоть он и не был так гениален, как Толстой, был намного честнее. И, я уверен, он бы написал финал романа так.
"Ночь. Тишина. Н. Ростов допивает вино у камина. Бормочет.

- Да... славно мы под Красным... ну отчего ж мужик-то нынче... эх-эх, богатыри не мы... князь-князь... мда... Николенька...

Встает. Затемнение. Комната Николеньки. Мальчик не спит. думает:

- Звезды. Какие большие. Как замечательно. Как же я люблю их всех. Тетушку, дядю, братцев, сестричек... даже наставника скучного месье!... Как свежо... Как я люблю... люблю... Я ВСЕХ ЛЮБЛЮ... Ах, скорей бы влюбиться. Дядя... какой он хороший! герой! Вчера был опять резок. Все время резок. Злые люди говорят - из-за наследства. Ах, какие гадкие!!! Это из-за того что он солдат и не любит телячьих нежностей, я знаю! Тетя... Какая хорошая! Все хорошие. ЛЮБЛЮ. Добрый, бескорыстные. В дом взяли. Сироту.

Начинает плакать от любви и счастья.

За дверью хриплое прокашливание. Голос Н. Ростова:

- Николенька, не спишь? На полслова?

Мальчик, вскочив, с радостью бросается к дверям. Его глаза, блестящие в лунном свете, горят любовью к дяде. Наверное, тот хочет сказать ему что-то Очень важное. Дверь раскрывается, мальчик выскакивает в коридор. Металлический блеск топора. Стук. Глухой стон. Тишина. Темный пол под телом чернеет. Это кровь. Снова тьма. Стук. Голос Н. Ростова.

- Княгинюшка, не спишь... Я кхм... Это... В общем...

Аллея в парке. Две фигура забрасываю землей. Внезапно одна выпрямляется и - при свете Луны мы видим прекрасные глаза и понимаем, что речь идет о Марии Болконской. Она говорит, кашлянув.

- Кхм, Николай. А ведь швейцарец...

Тишина. Комната Николеньки. В углу похрапывает наставник. Голос

- Мусье? Ес-кё ву нё дорме па анкор? Пуве ву мё дедие келькё згонд де вотр там пресьё?

Швейцарец, полусонный, встает и идет к двери...

Снова две фигуры у небольшого уже холмика...

День, холмик уже зеленеет. На нем цветы. Мимо едет коляска, Н. Ростов с гостем катят по аллее. На вопрос гостя Н Ростов, залихватски:

- Николенька? В Швейцарии, в Швейцарии, голубчик. Третий год ужо! И так нравится, что возвращаться и не думает. Что делать. Молодежь-с!

Крупный план мужиков, которые возятся с кустами поодаль. Дикие глаза, испуганные лица. Быстро крестятся, опасливо косясь на холмик.

Занавес"

... Разумеется, написал бы все это Достоевский намного талантливее. Я лишь обозначил общие черты сюжета.

Почему же Толстой гениален?

Потому что он без топора и пр. ужасов показал,что Н. Ростов и его жена, обменявшая на ху... - крепкое семейное счастье - право первородства мальчика, совершили убийство. Пока еще моральное, но сказавши "а" ,скажи "б".

Единственный наследник богатой и знатной семьи становится приживалкой, взятой из милости.

Это уже само по себе - гражданская казнь.

А вы говорите, мирЪ.

Только война, только хардкоръ.



"Запад есть Запад, Восток есть ОЙ Б..."

Мне кажется, ошибка русских состоит также не в том, в том, что они слишком уважают своих национальных гениев от литературы – во-первых, как можно уважать гения «слишком»? ему нужно поклоняться, гений это дар богов; во-вторых, вовсе не уважают – а в том, что они Руководствовались книгами, вместо того, чтобы просто наслаждаться ими, как эстетическим феноменом.

То есть, вместо того, чтобы любоваться полетом птиц, русские по ним пытались гадать. В 19 веке.

В результате, в культурном коде - который формируется литературой - возникли невосполнимые бреши, приведшие нас к трагедиям.

Например, в романе "Война и мир" Толстой невероятно убедительно - а как иначе, гений же, - представил свое личное отношение к французам. В итоге русский человек на многие годы (иногда кажется, что до сих пор) решил, что француз (а шире - европеец) это такой напыщенный, недалекий дурак, который упоен только собой и себя видит центром мира.

В этом есть доля правды.

Француз - и шире европеец - часто, и в самом деле упоен лишь собой и в центре мира видит только себя.

Да только он не дурак.

Поэтому в 1918 году француз и – шире – европеец, взял свою долю пирога, приготовленного на русских дровах. И русскую долю пирога взял. А умный победитель с Толстым в голове остался не у дел. Зато при тифе, гражданской войне, голодоморе на Волге, миллионах беспризорников и разрушенной на десятилетия стране.

Простите, я сказал «десятилетия». Правильнее - «сто…». Ведь по очертаниям РФ 2016 года никак с РИ 1914 года на картах до сих пор не сходится. Угадайте-ка, что меньше.

Так кто дурак-то?

... Но перейдем от общего к частному.

На самом деле, лучше всего в романе отношения Условный Запад-Россия символизирует вовсе не война
Наполеона с Россией. Та тоже символизирует, но не в первую. Это уже общий фон.

Настоящее столкновение Россия-Запад это пара Безухов-Долохов.

Кто такой Долохов? Это альбинос среди русских. Он - типичный американец. Был, кстати, в истории России подобный персонаж, причем реальный. Граф, по фамилии, что забавно, Толстой. Карты, дуэли, приключения, каторга, Европа, Америка. Потому - "Американец". Может, Толстой его в виду и имел, кто знает. А быть американцем - что это такое? Как верно отметил еще один наш - кроме Толстого - великий писатель, Д. Галковский, быть американцем значит быть бихевиористом.

Долохов и есть бихевиорист в чистейшем виде.

Грубо говоря, его жизнь это реакция на внешние раздражители.

"На вид еда? Куснул. Пластик? Плюнул. Еда в натуре? Глотаем. Запахло бабой? Встал. Увидел бабу? Присунул. Деньги? Надо брать мирно, раскинем картишки. Деньги в банке? Берем кассу силой. Война – побежали вперед. Приказ? Побежали назад. Холодно - укутался. Горячо - высунул язык, остужаться. Ударило током? Больше сюда ни ногой. Пахнет бабой? Ползу на запах. Рефлексия? Что бля? Это баба или еда? А ну дай куснуть. Или присунуть. Что значит, «образно». Хм. О, дождь. Пойду червя накопаю. Рыбы наловлю".

Это нормальный человек нормальной западной цивилизации, как она есть. Поэтому он в частности и она в целом – успешные.

В понятии бихевиориста, конечно:-)

Противостоит американцу Долохову Пьер Безухов, который, без сомнения, символизирует Россию.
Он весь – Рефлексия. Он постоянно Размышляет, даже когда это не просто лишнее, а даже и вредит. Даже когда от него требуется что-то сделать, он ничего не делает. Вернее так.
Безухов делает Ничего.

В результате, он мучает себя, и, что намного страшнее, других.

Женившись на молодой фигуристой бабе в соку, он перестает с ней спать, задумавшись: "не отвратительно ли то, что я с ней сплю... а если я женился на ней только, чтобы спать... получается, мне только того и надо... какое же я чудовище". Напомню, речь идет о двух молодых здоровых людях в самом начале брака. В результате, он делает жену неврастеничкой, которая трахается со всеми подряд, а потом умирает в результате неудачного подпольного аборта.

В полном соответствии с жизнью в стиле «шаг вперед два назад четыре вбок, каждый третий – приставной» (гениальное предвидение художника – «план путина» уже в 19 веке, причем в семейной жизни) - Безухов ведет себя в отношении любовников жены.

Сначала он их, БЕЗ ПРИЧИН, долго терпит, дает - причем без слов, у себя в уме – сам себе какие-то отсрочки, постоянно подписывает какие-то Минские согла... В общем, Терпила.

Потом, точно так же БЕЗ ПРИЧИН, потому что ситуация уже зашла настолько далеко, что ни о какой оскорбленной чести и речи быть не может, - тут надо на развод, потому что со 100 человеками стрелять не будешь, анекдот - выходит из себя. Вызывает на дуэль первого попавшегося под руку - Долохова. Который, собственно, виновен лишь в том, что спит с женщиной, с которой Безухов не спит.

В чем повинна еще сотня-другая людей.

Итак. Граф и владелец богатейшего состояния России. Вызывает на дуэль. Шулера и афериста. Пусть это – нечистая игра Долохова - не доказано, но уже идут Слухи. Толстой нам это показывает. Выигрыш у Ростова - Очень странный. Ростов спровоцирован на игру после отказа Долохову девушки, которую тот хотел взять в жены. Очень похоже на месть и подставу. Репутации у Долохова - ноль. Он хамит Безухову – по привычке, как всем, и… Вместо того, чтобы позвать челядь и велеть выпороть и выкатить преступную дрянь, которую уже и в солдаты пару раз разжаловали, на телеге с медведем, Безухов… сам предлагает дуэль.

Ни один уважающий себя представитель класса Безухова (после получения титула – читай, наследства - официально он уже не бастард, он Аристократ) с Долоховым (это мелкопоместный дворянчик, который пошел в армию, чтобы не слиться в результате разорения с плебсом) стреляться бы не стал. Вопросы с людьми подобного уровня – как нам замечательно показал в романе про помещика Троекурова некто Пушкин – для Безухова уладят дворовые. Плетьми.

Но Пьер – решил стреляться.

Что называется – «мы не ищем легких путей». You’ re in the Russia now.

... Ну, ладно.

После этого происходит, собственно, дуэль.

По всем законам, и, в особенности, по законам художественной правды, за которую так ратовал Толстой, выиграть схватку должен Долохов. Почему? Потому что он - бретёр. Каким был, например, другой наш национальный гений, А. С. Пушкин, (просто Дантес, к сожалению, оказался бретером поопытнее).

Выигрывает же дуэль в романе - Безухов. Сильно близорукий, не умеющий стрелять и узнавший о том, что нужно снять предохранитель случайно, от секунданта, уже когда пошел вперед. Вот так. Заходит в кази… ступает на полян, случайно жмет на кно... спускает курок, и попадает в Долохова.

Толстой-морализатор подает это так, что Безухов стал победителем потому, что он был хорошим и нравственным человеком. Это прекрасно. Но это неправда. Еще ни один человек не выигрывал дуэлей потому, что был прав. Именно поэтому европейская юриспруденция отменила «суд божий» еще в Средние века. Кто не в курсе – «суд божий» это когда стороны тяжбы дерутся – кулаками, мечами, копьями - и кто победил, за того и суд. Поэтому для «суда божьего» нанимали профессиональных бойцов. Ну, у кого деньги были У кого не было и кто не был бойцом – не судились. Сразу понятно было, за кого бог:-)
Толстой-художник - в отличие от морализатора Толстого это гений, и он не может врать, - показывает Правду.

Безухов побеждает НА ШАРУ.

Такое везение случается, не просто очень редко, а Невероятно редко. 1 раз на миллиард миллионов. А побеждает всегда тот, кто лучше готов. Или хитер. Или...

Более того. Безухову в романе везет два (два!) раза. По правилам, раненый Долохов может стрелять. И все, даже секунданты противника, просят Безухова повернуться боком, и прикрыть тело пистолетом. Дантес, кстати, так и сделал. Это не была трусость. Кодекс дуэльный позволял. А Безухов – нет, не прикрылся и встал в анфас. И... снова у Долохова не получается. То есть, случилось Двойное Чудо.
Так, конечно, не бывает.

Но русские поверили морализатору-Толстому, а не художнику-Толстому. Что не удивительно. В славянской культуре много женского. Русские предпочитают верить ушам, а не глазам, слушать, а не смотреть.

Поверили и на этот раз.

В результате - развился русский культурный код, согласно которому побеждает тот, "у кого правое дело" и тп т тд. «Готовиться не надо». «Дело и так правое». «И так победим». «Мы правы, с нами Бог». «Без суеты, мы все равно выиграем». То же самое пытается Толстой СКАЗАТЬ и о войне 1812 года, когда пишет о "дубине народной войны". Но сам - гений, гений! - ПОКАЗЫВАЕТ, что войну выиграла армия. И ее командование. И что партизаны это замечательно, но только как гарнир. А основное блюдо это у нас – та самая армия и то самое государство.

Но русские предпочли слушать Толстого, а не смотреть ту правду, которую он им, невольно, показал.
Чем это закончилось, я уже писал выше. 1918 год. Полным разрушением страны из-за трагической недооценки тех, с кем русским пришлось иметь дело. Ну, «загнивающих выродившихся европейцев». Графы - в тч и Толстые - подались в бега. Без царя - которого аристократия и генералитет предали и свергли, чтобы самим, напрямую иметь дело с Европой - в России оказалось не очень.

Вообще России не оказалось!

… Кстати, в начале романа есть забавный отрывок текста, где князь Болконский мечтает о карьере Наполеона, потому что император Александр какой-то квелый, а уж он-то, Болконский... Это гениальное предвидение Толстого. В феврале 1917 года такие Болконские ударили в спину царя ножом. Ну, а потом наступил октябрь 17-го. Мало кто выжил...

И вот, выжившие приехали в Европу. Многие, зная язык - во Францию.

- Bonjour, mes amis. Je suis comte Tolstoi et je m’intéresse bien comment je pourrais prendre ma partie de gâteau et occuper la place digne de...*

(*Голос гнусавого переводчика. « Добрый день, друзья. Я граф Толстой и хотел бы знать, как я могу получить свою долю пирога и занять место, достойное то…)

В ответ - свист, хохот.

Про это очень хорошо - в книге получившей Гонкур в 30-хх годах, и написанной по-французски сыном русского беженца из России. Henri Troyat. По-нашему – Лев Тарасов. Книга – автобиографическая. Про русского пацана во Франции после революции 17 года, который мечтал слиться с пейзажем, пока папа плакал и ждали, когда ему честные союзники вернут деньги, которые он им перечислил из России в 16-м «Мы же победили, они вернут!». Сверстники шпыняют мальчишку за то, что он иностранец и "русские сдали фронт и нам самим пришлось добивать немецкую гидру" (высший пилотаж издевательства, уважаю французов:-). Поэтому он мечтал стать как все - французом. Даже книжку на французском написал. Называется книга – «Aliocha».

В смысле – «Лёха»;-)

Вернемся к Толстому. Аристократ потоптался еще. Как же так. У него же есть Титул. И вроде в войне победил. Но, голубчик, что такое титул без страны – стороны договора с большими кулаками - без имения, денег и силы? Это слово, которое не значит ничего. Никакого «эрлов» в Англии в 12 веке нет, потому что победили норманны и всех «эрлов» отменили. Или ты барон Вильгельма с наделом и доспехами или ты Никто и сраный беженец с воспоминаниями о славных старых деньках. Которого за еду и попить – да-да, славного «эрла» - наняли рядовым в византийскую пехоту на Сицилию. Стоять в пешем строю против… о, невероятно, снова норманны!:-) Но это – для везунчиков. «Иностранный легион». Остальным же…

Потоптался Лев Николаевич еще, повздыхал, уже тихонечко. Говорила жена перед выездом – глотай золотые монеты, потом найдем, деньги же не пахнут. Не послушал… Вышел из дворца сытый господин с бокалом вина. Сказал, махнув рукой на дорогую тачку:

- Monsieur, on n’oublie pas de nos russes. Voilà, c’est votre auto. Quoi, quoi? Non, non! Pas de chauffeur pour Vous. C’est Vous qui êtes chauffeur. Oui, oui. Le chauffeur de taxi. À propos. Deux personnes vers Moulin Rouge. On va fêter la Grand Victoire dans la Grand Guère. Vous savez, on vient de combattre le Kaiser!**

(«Господин, мы не забываем наших русских. Вот ваше авто. Что, что? Нет, нет! Никакого шофера для Вас. Это Вы – шофер. Да, да. Шофер такси. Кстати. Два человека – к Мулен Руж. Мы собираемся праздновать Большую Победу в Большой Войне. Вы знаете, мы только что победили Кайзера!» )

… Граф Толстой после смены лег в углу в каморке на топчан и стал вздыхать, что очень хорошо описано еще одним хорошим русским писателем, Тэффи. И спрашивать в пустоту.

- Фер-то кё? Кё фер?

Rien, граф. Делайте, как Петя Безухов, Ничего.

Ведь, как говорят на одном из ваших родных языков, - après avoir perdu la tête on pleurе pas des cheveux.

А перед тем, как русских дураков наголо обрили, их хорошо намылили.

Именно Вы.


Quo vadis, Петя. В глаза смотреть

Еще одна поразительная особенность романа «Война и мир» это очень ярко показанная наивность - фантастическая, буквально детская какая-то - лучших людей России.

Я о правящем классе – дворянстве.

В романе все герои, несмотря на возраст (кому-то 15, а кому-то и за 60), это в буквальном смысле дети. Причем, речь идет о вполне себе успешных хищниках, каждый из которых запросто заткнет за пояс несчастного Макиавеллу. Они и были макиавеллы. За 200 лет русское дворянство от ничтожества (Олеарий Голштинский описывал статус князя еще при царе Михаиле как «начальника над деревней») поднялись до высот сверхлюдей - графов Толстых, Бестужевых, Орловых, Воронцовых с их дворцами, романами, войнами, и дворцовыми переворотами.

При этом…

Про желчного заносчивого дурака Болконского, который всё думал, любит ли он жену ровно до тех пор, пока та не умерла – ах, черт, не успел сказать, ну да ладно! – я уже говорил. Я упоминал отрывок, где Болконский лучше царя знает, как воевать, - пока ему ядром по башке не тумкает - и он сразу передумывает и едет в поместье хозяйством заниматься. Кстати, таких было очень много. На императора Александра с одной стороны шла Великая армия, с другой стороны – бунт дворян. Каждый знал, как надо воевать, был недоволен тем, как Александр воюет, и призрак несчастного отца всю Отечественную войну сопровождал молодого царя. Ну, в виде слегка цивилизованных варваров, древние родословные которых сделали в канцелярии Романовых, и которых научили мыть руки, сделали людьми и вознесли наверх буквально за полтора столетия.

… И можно только подивиться выдержке и судьбе Романовых, которые возились с этими детьми 300 лет, и которых эти дети, в конце концов, убили…

Но центральная сцена этой Наивности – встреча Пьера Безухова на каком-то полустаночке с безымянным старичком, совершенно ему незнакомым. Старичок за камельком раскидывает Пьеру карти… глядит ему в глаза и рассказывает все, как есть.

Старичок: «Голубчик, ты чего такой грустный? Не грусти, садись я всю правду скажу… Звать тебя Петя, тебя 27 лет, у тебя нет масти в любви, отец твой был сановник, сам ты носишь очки…»
Пьер (нервно поправляя очки, про себя»): «Это, наверняка, месмерист. Ладно, все остальное, про очки – то как узнал?!».
Старичок, похлопывая по карманам Пьера, продолжает. «Ай, дорогой, какие часы у тебя, дай мне, погляжу, все скажу. Надо тебе попить мочи на рассвете, прыгнуть три раза лягушкой в поле маков. Деньги все свои положи в коробку, а ее – у колодца в поле. Вот координаты. Вырастет дерево. На нем будет Мировое Счастье»

Тем, кому кажется, что я преувеличиваю, мой совет обратиться к великому первоисточнику. Так все и есть. И характерна реакция Безухова. «Мне 30 лет, я аристократ, миллиардер, получил образование в Европе, и вот, цыган на полустанке говорит мне, что видит мое прошлое и будущее – господа, НЕВЕРОЯТНО, он все угадал! ухожу в секту китайского Кришны».

Напомню, что в тот момент Пьер – владелец крупнейшего состояния России. Он поссорился с женой – которую постепенно, но уверенно делает блядью, причем, как у русских принято, калечит чужую жизнь с наилучшими намерениями - и поехал, куда глаза глядят. На него, конечно, всем плевать. Но вот – деньги? Деньги аристократия из поля зрения не выпускает. Отец жены – сам аристократ, хищник, выдавший дочь ради денег Пьера. Мог ли он отпустить дело на самотек? Нет.
Он, само собой, «звонит Куда Надо».

А куда в то время Было Надо?

… Старичок оказывается главой масонской ложи России. Я не шучу – Толстой все прямым текстом и рассказывает. И, пока Пьер вместе с Толстым-морализатором умиляется тому, как все Случайно и Невероятно совпало – старичок случайно встретил Пьера в самый тяжелый момент его жизни, да еще и в снежную бурю это случилось, и там не было никого, кроме них, и поглядел ему в глаза и всю правду рассказал – Толстой-художник Показывает. А что?

Да ничего особенного. «Цыгане обувают на вокзале лоха».

Обуты… преображенный Пьер возвращается к жене. Сообщает ей, что будет жить на 2-м этаже, и формально оставаться ее мужем, - то есть, не оставляет бедной женщине выбора вообще, зато оставляет деньги в семье - и становится членом цыганского табо…. масонской ложи.

Обсуждает там проекты Великого Счастья, обеды по подписке, как нам обустроить мост через Фонтанку и т.п. вершины человеческой мысли. А по сути – сидит, как мышь, не дергается, и не трогает деньги. Чего и требовалось.

… забавное отступление. В финале книги Пьер вполне себе приземленно делает детей – одного за другим – Наташе Ростовой. Зачем надо было калечить показным евнушеством – да еще и при его темпераменте (Пьер не вылезал из борделей) - несчастную Елену Курагину, созданную для любви, одному Богу ведомо. И, конечно, его заместителю на земле, Петру Безухову.

Собственно, о чем говорит нам эпизод? О том, что чудовищем, в распоряжении которого власть, деньги, влияние… можно было манипулировать с легкостью необыкновенной. Почему? Потому что он, с одной стороны – атлант. С другой – обычный русский дурак, который дальше своего носа не видит, но при этом считает себя невероятно умным. Все его не так понимают. Простого человеческого счастья ему мало. Он Не Такой. А какой? А никакой. К нему прилетели из далекой Галактики пришельцы – Романовы – и засунули в голову чип. А там - круг, колесо, письменность, кодекс чести, другие ништяки! Он – с чипом же! - решил, что сам с усами.

Ну, и столкнулся на полустаночке со старичком, - случайно - который попросил наклонить голову, поковырялся в ухе Атланта, и поменял чип. Через каких-то 50-70 лет Атлант стал шипеть, ходить задом наперед и кусать Галактянина, который подходил к нему почистить провода, подстричь когти, проверить температуру, дать лекарств. Так наступила «Великая Февральская Революция».

Старичок, встреченный Безуховым, кстати, вовсе не такой беззубый, как нам кажется. Помимо манипуляции миллиардером, - ерунда какая - он может всякое разное другое. Что например? Ну-у-у-у….
Не казалась ли вам странной смерть Елены Курагиной? Давайте я напомню обстоятельства.

Война. Пьер Безухов - официально еще муж - попадает в концентрационный лагерь французов. В смысле не «концентрационный лагерь» французов, а – концентрационный лагерь французов. В 1812 году, да. Там русских кормят травой и гонят маршами смерти, пристреливая отставших. Да, и офицеров и гражданских дворян в том числе.

По свету – я, конечно, не о белом, а о Высшем, - разносится весть о том, что Пьер умер.

Еще раз. Его состояние – крупнейшее в России. Единственная наследница – Курагина (в замужестве Безухова). Она в это время вроде как принимает католичество и собирается замуж не очень ясно, за кого. Говорят, вообще за двоих! Ясно, что это – скандал, который может привести к санкциям императорской власти. В монастырь не сошлют, не 17 век, но из страны вышлют.

Говоря проще – гигантский куш вот-вот останется без присмотра. Муж умер, жена собирается вступать в полигамный «брак». А деньги?... «Раненый слон упал в воды реки Амазонка».

После этого Елена, до того благополучно отмахавшая тысячи эро-марафонов… случайно и сразу беременеет и умирает от подпольного аборта.

Княгиня в девичестве. Графиня в замужестве. Миллиардерша.

Зачем представительнице высшего общества, совершенно свободного в плане либертинажа – это и отличает высшее общество от плебса – это вообще делать? Женщины ее положения запросто рожали от любовников, и отправляли карапузиков в деревню. Так появлялись дворянские роды – Бобринских, Юрьевских, баронов Пасхиных и др.

Зачем было в стадии развития медицины, когда даже простые роды грозили смертью, рисковать собой как последняя крестьянская баба? Незачем.

Особое издевательство – официально Курагина, якобы, умерла сама в полном одиночестве, тк решилась сделать все тайком, и ни одной горничной рядом не оказалось. Это – о том самом обществе, где дворовой человек был не больше, чем вещью. И при котором могли спокойно справлять естественную нужду. Потому что дворовой был – животное. Как собака или кот. Кстати, в самом деле был. Человеком его еще только делали. Как 200 лет до того сделали людьми тех же Курагиных.
Поэтому княжна ну никак не могла поступить настолько абсурдно, нелепо и пойти против всех базовых установок поведения своего общества.

Да она и не делала она ничего. Пришел врач. Свой, проверенный. Семейный. Правда, перед этим заглянул к папА. Там сидел старичок. Все объяснили. Дал врач Элен лекарства, чтоб спать лучше или чтоб румянец ярче горел. Сука выпила. Сдохла. Князь Курагин вздохнул. Вытер слезу. Позвонил куда надо. «Спасибо, голубчики».

Безухов, кстати, объявился (третье чудесное спасение после дуэли). Но значительная часть денег уже куда-то «исчезла». «Княгиня много тратила». Пьер все понял, вопросов задавать не стал, сократившееся втрое состояние принял молча, с благодарностью. В суд не подавал, разборок не устраивал, причинами поправки дел тестя не интересовался. Само собой, там не только тесть.
Как говорили сборщики каучука в Конго, не выполнившие норму - «спасибо, что оставил мне вторую руку, белый маста». Кто не в курсе - там отстающим отхватывали половину состоя… конечностей:)
Тут мы плавно перемещаемся к финалу романа.

Сцена ссоры Безухова с Н. Ростовым.

Безухов – все еще дурак как личность (ищет Верховный Разум), но поумневший в плане социальных отношений (не рыпается). Он все понял, он не дергается, понимает, что ему Очень повезло: во-первых, живой, во-вторых, отобрали всего две трети имущества. Для начального расклада – «глупый бастард чудом получает наследство от папаши в бессознанке» - это Супер финал игры. Еще и жениться на ком хочешь разрешили. Фантастика! И Куда Надо звонить, если что, номер знает.

Бывший прямой военный дурак Н. Ростов тоже поумнел. Даже так – заматерел. Он – аллигатор, который за 10 лет в реке стал большим. Он отжал бабло Болконских у бедного наследника Николеньки, и поселил того приживалом в доме. В ожидании, когда жизнь сделает свое дело. 19 век, нет антибиотиков, высокая смертность, да и услать в Швейцарию на учебу всегда можно – а там, без присмотра, алкоголь, бордель, сифо… простуда… Шансы на то, что мальчик выживет – а если и дотянет до совершеннолетия, то получит деньги, - невысокие. «Господь приберет». Если не приберет – ничего страшного. Дадут мальчишке его долю. Одну пятую вместо пяти пятых. Тоже нормально.

Сразу скажу, что Н. Ростова не осуждаю. Он ведет себя как аллигатор в воде. То есть, Естественно. Аристократ – человек-собственность. Он – норманн, конкистадор, хищник, и окупает право владеть имуществом и распоряжаться чужими жизнями тем, что ведет за собой страну и гибнет за нее. Ростов имеет право бить по морде дворового, потому что благодаря ему дворовой жив. Иначе бы он умер в концентрационном лагере. Тогда – французском. Также Ростов имеет право сжить со свету Николеньку Болконского, потому что тот – слаб, и состояния не удержит. Приплывут другие акулы. Будет драка. Сожрут и Николеньку и всех его близких. Так что это жестоко, но справедливо. Проще льву Ростову удавить котенка Николеньку от чужого приплода, и быстро наплодить своих, чем разбираться с ватагой львов.

И вот, ссора. Безухов по привычке чешет что-то про Великий Идеал (царя, царя убить, короче), а Н. Ростов внезапно для себя говорит, что если ему прикажут, будет стрелять по таким, как Безухов. Безухову, кстати, подпевает старый дурак генерал Денисов (наш партизан Давыдов) , которому по службе не тот циркуляр прислали, и он теперь считает, что из-за этого надо «к ебени матери всю армию разогнать».

Здесь старый добрый Николай внезапно – дурак, дурак, а понимает, за что держаться надо - предстает перед нами в роли мученика Милорадовича, подло застреленного в спину подонком-«декабристом» Каховским. Жалко, что в 1917 году таких Ростовых в России почти не осталось… Но тогда, в далеких 20-хх годах 19 века, Ростов и Безухов, поспорив, расходятся спать.

Как всегда, когда речь идет о Толстом, всплывают имена других писателей. Тут, я думаю, нужно снова дать слово какому-то другому писателю. Например – хм, почему нет, Толстому. Только - Алексею. Чтобы с элементами фантастики.

«Ночь, тишина, усадьба Ростовых. Все спят. Ветра нет. Травка не колышется. Звуки. Это босые ноги шлепают по полу. Вспыхивает экран Мобилки. Это специальный гиперболоид, по которому можно связываться с человеком в другом городе. Такие придумали прогрессивные французские ученые в 1812 году, но не запустили в массовое производство из-за агрессии держиморды Алексашки из Российской империи. С тех пор этим благом цивилизации, придуманным для французских крестьян прогрессивным строем Наполеона пользуются в тайне немногие кровопийцы царского режима, под одного из которых маскируется борец сопротивления, Пьер Безухов. Будь проклят царизм! Поверье, автор этих строк знает, о чем говорит. Ведь он, принадлежа к классу кровопийц, сумел подняться над узкими интересами мирка паразитов, и влить свой голос в торжествующий хор трудящихся. Будь проклят царизм! Кхм, о чем мы? А, Безухов...

В отсвете – лицо Пьера. Он нахмурен. Набирает номер. Гудок.

Пьер: «Алло, это компания «Северная звезда». Да, мне 13 пар калош и одного гиппопотама. Что? Да, завернуть, конечно, завернуть. Соедините с завмагом»

(помолчав, шепотом) «Здравствуйте, барон. Хай нанэ хоп хэй лалалэй. Вы просили, если что, докладывать… Я тут по поводу одного…Николай Ростов. Говорит, если что, сам стрелять в вас буду. Идеалов Равенства и Братства не приемлет. Верховного Существа не признает. Талдычит, как попка, царь, царь. Да. Да. Сам бы пристрелил сволочь. Хоть и родня… Будем делать? Нет? Сами? Точно? Если что, у меня и волына есть. Ну… Ок… как скажете… Слушаюсь и повинуюсь. Хай нанэ!»
Успокоительный бубнеж в трубку. Безухов прячет что-то под кроватью – на секунду из-за облаков появляется Луна, и мы видим блеск топора (хотя волына есть) – и ложится.

Наташа Ростова (сонно тянется): «М-м-м-м-м»
Пьер (похотливо): «Ишь какая стала…. Сочная»
Наташа (игриво, в полусне: «Мм-м-м-м»
Пьер (наваливаясь, про себя): «Эх, как хорошо. Это тебе не моя поблядушка Элен. Та только об Этом и думала. Правильно я ее годами не драл!»
Наташа (просыпаясь) «Ммм-м, какой… Ну, что, еще карапузика?»

… утро, месяц спустя. В поместье Ростовых – гость из государственных служащих. Ранг высокий. Мы слышим окончание его слов.

«…таки мы бы настоятельно рекомендовали отправить мальчика на учебу в Швейцарию. Чтобы, кхе-кхе, чахоткой случайно не заболел».
В руках гость вертит что-то, похожее на Мобилку. Но это, конечно, оптическая иллюзия. Трубка, просто курительная трубка (с экраном, подсветкой и кнопками набора).

Бледный Ростов, правой рукой за спиной разрывая пилюльки с порошочком и ссыпая его под кресло, звонит в колокольчик левой рукой. Говорит появившемуся Николеньке.

- Николенька… сынок, позволь мне так тебя называть… пора тебе увидеть мир!

… пять лет спустя. Бледный, с раздувающимися от гнева ноздрями Николенька, читает, пошатываясь от голода, телеграмму у почты в Базнле. «в силу обстоятельств… будучи наследником по… с учетом ложного векселя выданного.. совершенно не в состоянии повлиять на….горох не уродился… разорены полностью… больше не пиши… ты уже взрослый… прокормись сам… дядя Николай… тетя Мари».

Идет по улицам города. Одет плохо. Пошатываясь, стоит у кафе. Буржуа за столиками бросают на него пустые взгляды. Уходит, садится на площади у памятника Карлу Марксу под видом памятника борцам за швейцарское сопротивление. Плачет. К нему подсаживается старичок. Говорит:

- Не убивайся, сынок. А я знаю, что у тебя на сердце, сынок. Ты Коля Болконский. Сирота. Дядя твой ограбил тебя. Ты не ел уже неделю. Лет тебе…

Старичок говорит, Коля смотрит на него широко распахнутыми глазами. Спустя час Коля уходит со старичком с площади. Ветер уносит клочки телеграммы, порванной Колей и - случайно выпавшую из кармана старичка подлинную телеграмму. Там написано: «Николай, приветствую, мы с тетей Мари шлем тебе в дополнение к тем 5 тысячам, что отправили в январе еще 3 тысячи на достойный экипаж к окончанию учебы и отдых. Домой возвращаться не надо. Деньги будут поступать регулярно. Не урони чести Болконских »

Ветер доносит до нас голос старичка.

- …маешь, дядя виноват. А он что? Пустое место. Винтик в царистской машине угнетения. Надо ломать систему, Коля. СИСТЕМУ. Убить тирана и убийцу. Вот, ты знаешь, что есть высшее Существо, и Любовь Вселенская? Давай я пове…

… 1881 год. Тиран, убийцы и душитель император Александр 2 гуляет по улице в Москве без охраны. Буквально – без кортежа. Люди здороваются с ним. Вдалеке маячит несколько фигур в черном. Одна из них принадлежит старику Коле Болконскому, опасному бомбисту и народовольцу. Ему много лет, но его по-прежнему зовут Колей. По-товарищески. В Движении его носят на руках. Он преодолел классовые предрассудки и – сам из бывших князей – отдал жизнь на борьбу против самодержавия.
Император, подняв слегка брови при виду странных господ, кивает, и идет дальше.

Коля Болконский бросает бомбу между собой и императором с криком: «И как один в борьбе за это ебана в рот!!!!!!»

… Умирая, Коля лежит без ноги на поле Бородина, и смотрит в небо. Оно величественно. Коля видит отца, лежащего в небе, и смотрящего на него. Чувствует, как гладит лоб рука. Это мама, Лиза.
Коля целует ее руку и видит, что отец пытается ему что-то сказать. Коля читает по губам:

- … е …адо… не надо… НЕ НАДО

Поздно. Коля умирает.

Занавес.

... Разумеется, можно предположить, что в том, что я описал, есть большая доля художественного вымысла. Верно. Я значительно Преуменьшил наивность Атлантов, полтора столетия упорно копавших себе могилу, а попутно писавших великие романы, и создавших величайшую культуру. Потому что легли в эту могилу все, включая хитрых дураков, вроде Безухова, честных дураков, вроде Николая Ростова, юных, восторженных и чистых дураков, вроде Коли Болконского (если он дожил, конечно), и даже премудрых дураков вроде старичка, «обувавшего» Безухова.

УБИЛИ ВСЕХ.

Остался только советский «граф» «Толстой».

Которой – вы будете смеяться – был бастардом.

Его уже никто не спрашивал при «случайной» встрече на вокзале – «Quo vadis, Леша? Не лучше ли домой?». И уже никто мягко не направлял путь.

Его просто сразу вызывали «на ковер» в указанное время и говорили: «В глаза смотреть, говно. Куда блядь пошел. А ну пошел туда, куда велено, сука. Шаг вправо, шаг влево побег».

И он шел.

Так графы Толстые и дошли.

До ручки.

Беда лишь в том, что написали они этой ручкой про нас…


источник: личный блог автора