chernyaevТри источника и три составные части учения Д.Е.Галковского

В текстах Галковского в ЖЖ, вопреки мнению даже ряда вполне авторитетных людей, обнаруживаются очень заметные влияния нескольких дискурсивных традиций. Галковский - ни в коей мере не может рассматриваться как беспредпосылочное явление. Я лично вижу в текстах Галковского отчетливое влияние 3 традиций:

1) Миро-системной школы с ее концепциями борьбы за мировую политико-экономическую гегемонию (Бродель, Валлерстайн, Арриги и пр.). По некоторым прикидкам, на Галковского влияет именно течение, связанное с Валлерстайном - хотя в этом не уверен;

2) Конструктивистских теорий национализма: изучение технологий нацбилдинга;

3) Русского геополитического дискурса второй половины 19 века - начала 20 века. Оттуда взята концепция о зловредно-коварно-могущественной Англии ("англичанка гадит"), выступающая своего рода связью между всеми интеллектуальными построениями Галковского в его ЖЖ.

Я не говорю, будто Галковский совершил плагиат или механическое заимствование идей из данных традиций. Я говорю о том, что рассуждения Галковского укоренены в некоторых традициях, часть из которых имеет академически-респектабельный статус.

Русский Талмуд

Сама структура Живого журнала Галковского (которая, надо полагать, является дальнейшим развитием структуры "Бесконечного тупика") в корне чужда структуре рационального мышления европейской традиции. Европейская традиция мышления, начиная с корпуса сочинений Аристотеля, раскрывает себя в систематических и логически последовательных изложениях-катехизисах вроде "Суммы теологии" Фомы Аквинского или "Энциклопедии философских наук" Гегеля или хотя бы "Капитала" Маркса. 

Тексты Галковского в ЖЖ организованы так же, как организован Талмуд (включая в него и огромную юридическую раввинистическую литературу комментариев к Талмуду и комментариев к комментариям). Некий базовый текст, который делится в несистематической форме по отдельным темам. Затем базовый текст по каждой теме обрастает комментариями, на которые наслаивается второй слой комментариев, далее идут комментарии комментариев к комментариям и так ветвится до бесконечности. 

ЖЖ Галковского - это фактически Русский Талмуд.

Что это означает? Текст талмудического типа за счет отказа от систематической и логически последовательной структуры открывает его автору огромные возможности для маневра. Европейский текст типа катехизиса сильно связывает автора: его возможности отказаться от своих слов либо реинтерпретировать их по собственному усмотрению весьма ограничены.

Напротив, текст талмудического типа позволяет автору за счет набора комментариев к комментариям и отказа от единой логической структуры бесконечно маневрировать, избегая уточнения своих позиций, корректируя или даже в корне меняя их, если есть такая потребность. 

В европейском тексте типа катехизиса автор зависит от порожденного им сочинения. Напротив, в тексте талмудического типа автор всегда господин собственному тексту: в любой момент через несистематизированные комментарии он меняет его. 

Недаром Галковский так и не написал единого сочинения с изложением тех взглядов, которые он развивает в ЖЖ. Думаю, он его никогда и не напишет. Такой ход выявил бы все возможные слабые места в его рассуждениях, связал бы свободу дискурсивного маневра и открыл широкие возможности критиковать и высмеивать написанное Галковским. 

Ориентация на порождение текстов талмудического типа - безусловная новация, внесенная Галковским в русскую культуру, вне зависимости от отношения к личности и поступкам писателя.