Где-то до XIX века никто и не знал, что он живёт в каком-то государстве и принадлежит какой-то нации. Государства в современном смысле слова, то есть что-то примерно такое: "политическая организация господствующего класса страны во главе с правительством и его органами, имеющими задачей охрану существующего порядка и подавление классовых противников, а также сама страна с такой политической организацией" - как раз только появляются, а уж нации - это вообще идеологический конструкт, объективно никогда не существовавший ни до, ни после, да и сейчас существующий только в головах людей. Это как классы у Маркса - "классы на бумаге" исключительно. Националисты поклоняются буквально идолу, то есть совершенно мнимой сущности, мнимость которой очевидна из банальной невозможности дать ей какое-то одно нормальное определение, а все определения по сути означают лишь одно - какое у тебя гражданство, т.е. политическая нация - это просто наличие паспорта данного государства.

Из Библии и жизни известны народы, то есть этносы (=языки) и подданство, то есть повиновение этноса и отдельных лиц какому-то правителю, чего добивались принуждением посредством страха применения силы и её непосредственного применения.

Иными словами, мы не можем говорить о государстве, как власти над некой территорией, окружённой пограничными вышками с колючей проволокой и следовой полосой, не имеем права опрокидывать в прошлое наши политологические представления, сформированные писателями эпохи Просвещения и позднейших.

Можно говорить скорее о пунктах базирования и сферах влияния полевых командиров, называвшихся королями, конунгами, каганами и другими прекрасными именами. И были территории, куда они могли дотянуться своими дружинами, когда было нужно.

То, что князь Святослав ходил на разборки с хазарами и совершал набеги на Константинополь, нисколько не делает его государственным деятелем, во всяком случае не в большей степени делает, чем любого кавказского князя, где любой товарищ, у которого есть десяток вооружённых бандитов в подчинении конечно же князь. Более того, Святослав уничтожил начатки государственности, заложенные Ольгой, поскольку, видимо не понимал, зачем нужны эти уроки и погосты сейча и даже в перспективе.

Любопытно, что и Киевская Русь - название, которое существует также исключительно в учебниках и на иностранных картах, как и "Московия", - в воображении авторов древних былин и режиссёров современных эпических кинокартин чётко ассоциируется с Владимиром Красно Солнышко.

До него же просто живут племена, к которым периодически приезжает князь из своей ставки, обирает их, и путешествует дальше, совершая полюдье. Если он ослабнет, то обирать приедет другой князь, а между их визитами можно жить, как хочешь, по собственному обычаю, который "центр" вообще не волнует, хоть вы там на головах ходите. Периодически происходят разборки в роду полевых командиров, также иногда накатывают какие-то пришлые орды и тогда князь спешит защитить свою кормовую базу.

Князь же сидит в ключевом пункте, как правило на месте транзита. Называется это Новгород или Киев, не важно, по-настоящему это просто караван-сарай, где идёт ручеёк шёлка, золота, мехов и прочих предметов роскоши, от которого князь имеет свою копеечку, контролируя переправу, например, с правого берега Днепра на левый и наоборот, а также путь из "варяг в греки". То есть набеговая экономика и транзит - вот и всё государство.

Если князь тупой, то он живёт так, пока есть транзит и силы удерживать "переправу". Если он поумнее, он думает о будущем в широком и возвышенном смысле и понимает, что всё не вечно, нужно что-то ещё. Тогда начинается то, что можно назвать государством в перспективе, когда полевой командир присоединяется к какой-то исторической, политической и духовной традиции, которая ему ближе. А кто по происхождению тот командир, викинг, норманн он или татарин, да хоть китаец - это не существенно.